Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Молитва (Намаз) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=71) +--- Thread: Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида (/showthread.php?tid=2120) |
Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида - абу София - 08-07-2013 БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида Шейх Мухаммад Са'ид Раслян (да хранит его Аллах) в одной из проповедей, которую он произнес после завершения намаза 'ид, который совпал с джум'а, говорил: «Поистине, в этот день объединились два 'ида, и мы хотим донести до наших братьев из числа мусульман этой страны то, что утверждено учеными, праведными предшественниками из числа сподвижников и тех, кто строго последовал за ними относительно положения двух молитв - 'ид и джум'а. Разошлись ученые по фикъху относительно вопроса, когда объединяются в один день 'ид и джум'а, заменяет ли молитва 'ид - молитву джум'а?! Сказали некоторые ученые, что праздничная молитва ('ид) заменяет пятничную молитву (джум'а) и нет на мусульманах в этот день (обязательных) намазов вплоть до намаза 'асра. И это мазхаб 'Умара, 'Усмана, 'Али, Ибн 'Умара, Ибн ‘Аббаса и Ибн Зубейра, и неизвестно, что кто-нибудь из сподвижников им противоречил (да будет доволен ими всеми Аллах). Поэтому это - мазхаб сподвижников, и это мнение 'Ата, Са'ида, аш-Ша'би, ан-Наха'и, ал-Ауза'и и многих ученых-фукъаха. А доводом их является хадис, который передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллах (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а», - после чего совершил он джум'а (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) позволил тем, кто присутствовал на молитве 'иде не совершать намаз джум'а, а тому, кто хочет совершить его, то пусть совершает его. Хадис передали Абу Дауд и Ибн Маджах и он является достоверным. Другие же ученые сказали, что это дозволенность только для тех мусульман, которые живут за пределами города и которые приезжают в город для совершения 'ид и джум'а. И это мнение 'Умара ибн 'Абдуль-'Азиза, а также мнение аш-Шафи'и. А в качестве довода они приводят асар (предание), который передал Малик в «Муатта», что 'Усман (да будет доволен им Аллах) делая проповедь в день 'ид и джум'а, сказал: «Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, - а это расстояние в четыре мили, или, как говорят также, что это расстояние в три мили. И это ограничение является минимальным, а максимальным является восемь миль. Так вот (он сказал): —Тот, кто желает из простолюдинов, живущих далеко от города, ждать джум'а, то пусть ожидает, а кто хочет вернуться, то пусть возвращается». Имам Малик и имам Абу Ханифа говорили, что если объединятся 'ид и джум'а, то для мусульманина, достигшего совершеннолетия следует совершить обе молитвы, ибо ид – это сунна, а джумъа – это фард, и не замещает одно другое. И это основа, если только не подтвердится шариатский контекст, который обязывает придерживаться его. И (такой шариатский контекст) уже подтвердился, и хвала Аллаху, Господу миров! В мазхабе Имама Ахмада обязанность совершения молитвы джум'а спадает с того, кто совершил молитву 'ид, за исключением имама. Ибн Къудама сказал: «Если 'ид совпадет с днем джум'а, то с того, кто совершал намаз 'ид спадает (обязательность) присутствия на джум'а, за исключением имама, ибо с него не спадает джум'а, кроме того случая, если не соберутся люди для совершения пятничной молитвы вместе с ним». Также говорят, что существуют два мнения относительно обязательности пятничной молитвы для имама. Однако правильным из этих мнений является то, что джум'а спадает с того, кто совершал намаз 'ид в джама'те с мусульманами. И относительно этого пришел достоверный хадис, согласно которому поступали предшественники (саляфы). И равны в этом имам и те, кто следует ему в намазе, так как это - дозволенность (рухса) для всех: как для имама в частности, так и для всех мусульман в целом! А что касается слов Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «а мы совершим джум'а», то здесь имеется в виду, что он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сообщил им о том, что он возьмется за то, что пожелал совершить, и это не указывает на то, что это дозволенность (рухса) касается только его и тех, кто совершал вместе с ним джум'а. Ибн Зубейр оставил совершение молитвы джум'а во время своего правления, и никто из сподвижников не порицал его за это. Напротив, когда сообщили об этом Ибн 'Аббасу, он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Абу Дауд передал со своей цепочкой передачи от 'Ата ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами молитву 'ид Ибн Зубейр в день джум'а в начале дня, затем мы отправились к месту совершения джум'а, но Ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр поодиночке - так как молитва джум'а будет правильной, только при наличии джама'та. В то время Ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Передал этот хадис ан-Насаи и Хузайма, и он является достоверным. Поэтому на том, кто хочет взять эту дозволенность (рухса) и ограничиться только намазом 'ид, нет ничего предосудительного. А кто желает совершить джум'а, то в Посланнике Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) будет для него пример, в его (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) словах: «..... а мы совершим джум'а». Также передали Абу Дауд, Ибн Маджах, ан-Насаи, ад-Дарими и ибн Хузейма от Илийаса ибн Абу Ромлята Шамий, который рассказывал: "Присутствовал я при Му'ауийе ибн Абу Суфйане, который спросил Зейда ибн Аркъама: «Был ли ты с Пророком (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), когда объединились два 'ида в один день?» На что он ответил: «Да». После чего он спросил: «И как он поступил?». Он сказал: «Совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит»". Хадис достоверный. А также передал Абу Дауд от 'Ата, который рассказывал: «Объединились день джум'а и день 'ид фитр во время Ибн Зубейра, затем он сказал: «Объединились два 'ида в один день». После чего он объединил их обе, совершив два раката рано утром, не совершив после этого никаких намазов до намаза 'аср». Хадис является достоверным. Передал Абу Дауд и Ибн Маджах от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) который рассказывал, что Посланник Аллах (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), сказал: «Объединились в эти ваши дни два 'ида, поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». Мазхаб сподвижников, как вы видите, в том, что обязанность совершения джум'а отпадает, и его совершение становится (действием) по желанию, как сказал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «... поэтому кто хочет ограничиться этим от совершения джум'а (пусть так и сделает), а мы совершим джум'а». И мы, ин ша Аллах, совершим сегодня джум'а. И отсюда не понимается, что сподвижники оставили Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершавшим пятничную молитву одним, наоборот, они совершили джум'а вместе с ним (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Однако, мы упоминаем об этом для того, чтобы (люди) знали положение этого вопроса, потому что это - религия Аллаха, Господа миров». Конец слов шейха. Шейху аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: «Если пятничный намаз (джум'а) пришелся на праздничный день ('ид), снимается ли со всех обязанность его совершения? То есть дозволенно ли мусульманину не совершать молитву джум'а?». Шейх ответил: «Да». Спрашивающий: «И не совершают никаких молитв вместо нее, то есть зухр, например?» Шейх: «Нет, не совершают, кроме имама, поистине, ему необходимо совершить джум'а, а что касается тех, которые совершили намаз 'ид, то это уже на их выбор. Тот, кто хочет оставить намаз, оставляет, а тот, кто хочет совершить его, совершает». Спрашивающий: «А лежит ли на человеке обязанность совершения зухра, если он не совершил джум'а?» Шейх: «Нет, так как если отпала (обязанность совершения молитвы) джум'а, то следовательно и отпадает (обязанность совершения молитвы) зухр». Спрашивающий: «ДжазакумуЛлаху хайран». Шейх: «Уа ийак». (См «Силсилятуль-Худа уан-Нур» кассета: 29, от минуты: 00:45:13). Зейд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) совершил намаз 'ид, затем дозволил совершить намаз джум'а, сказав: «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит» (Абу Дауд 1070. Шейх Альбани подтвердил достоверность хадиса в «сахихе сунан Абу Дауд»). Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал: «Некоторые ученые приводят в качестве довода этот хадис на то, что молитва зухр отпадает, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Тот, кто хочет совершить его, пусть совершит». То есть тот, кто не желает его совершать, пусть не совершает. Однако пришли хадисы, которые указывают на то, что обязанность совершения намаза зухр не отпадет. Это потому, что время намаза зухр является обаятельным временем, и его заменяет пятничный намаз в случае, когда собираются (люди) для него. Если обязанность совершения намаза джум’а снимается с человека, то, что в таком случае является обязательным для него? Намаз зухр, как (например) больному, если с него снимается обязанность совершения пятничного намаза по уважительной причине, то для него является обязательным совершить намаз зухр и он не оставляет его. И это мнение является серединным мнением между этими тремя мнениями: Первое мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения намаза джум’а не снимается, и для того, кто совершил намаз ‘Ид является обязательным совершить также и намаз джум’а. И они посчитали этот хадис слабым и сказали: «Поистине, основа – сохранность обязанности. И намаз джум’а остается на том, на чем был, и по причине совершения намаза ‘Ид намаз джум’а не снимается, поскольку намаз джум’а не совершается в то время, в котором совершается намаз ‘Ид». И на этом мнении основываются те, кто считает, что время намаза джум’а не наступает, кроме как после того, когда солнце пройдет свою верхнюю точку небосклона (зенит), как это считает большиство ученых. Второе мнение: Это мнение состоит в том, что обязанность совершения молитвы джум'а и зухр снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид, поступая таким образом согласно явному смыслу хадиса (т. е. хадиса Зейда ибн Аркъама ) и тому, что было передано от 'АбдулЛаха ибн Зубейра (да будет доволен ими обоими Аллах) который совершил намаз 'Ид, и не совершал после этого намаз вплоть до намаза 'аср. Третье мнение: Это мнение состоит в том, что намаз джум'а является обязательным, однако обязанность его совершения снимается с тех, кто совершил намаз 'Ид. Он (если хочет) не совершает намаз джум'а и не обязывают его этому. Но он должен совершить намаз зухр, как и те мусульмане, которые имеют уважительные причины для оставления намаза джум'а. Это известное мнение в мазхабе имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), и это мнение ближе к правильности (или к истине)» (См. Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх "Булугъ уль-марам"» 2\ 193). И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров! Перевод: Абу Сумая Казахстани. RE: Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида - Abdulloh Salafiy - 08-07-2013 Ассаламу алейкум. Мы видим что один сподвижник вовсе не молился до асра, а есть ли хадисы о том что в этот день сподвижники совершали молитву зухр? Если нет тогда получается ближе к истине второе мнение. بارك الله فيك RE: Положение джум'а и зухр намаза в день 'Ида - абу София - 08-09-2013 Уа алейкумусалям уа рахмутуЛлахи уа баракятух! Уа фикя баркяЛлах. Не совсем так ахи, даже если сподвижники совершали в этот день намаз зухр, то это не указывает, что зухр не отпал по причине совершения намаза ‘ида в день джум’а. Так как если было доказано, что Ибн Зубейр не совершил ни каких намазов до асра, и никто из сподвижников ему не выразил порицание, то это значит, что они с ним были согласны в этом. Более того, когда сообщили об этом Ибн 'Аббасу, он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Абу Дауд передал со своей достоверной цепочкой передачи от 'Ата ибн Абу Раббах, который рассказывал: «Совершил с нами молитву 'ид Ибн Зубейр в день джум'а в начале дня, затем мы отправились к месту совершения джум'а, но Ибн Зубейр не вышел к нам. После чего мы совершили намаз зухр по одиночк. В то время Ибн 'Аббас находился в Таифе, а когда он прибыл, мы рассказали ему об этом, после чего он сказал: «Он поступил согласно Сунне». Однако брат мой, в этом асаре табийн ‘Ата говорит, что они тогда совершили сами по отдельности зухр, что будто по внешнему смыслу зухр не отпадает. И вероятно среди них и были сподвижники тоже, А Аллаху ведомо лучше! Но здесь возникает вопрос, почему они намаз зухр тогда каждый сам в одиночку совершили, а не в джамаате, если уж собрались? Потом, почему Ибн Зубейр не вышел в мечеть хотя бы на намаз зухр, ведь является мужчинам уаджибом совершать все пять намазы в мечети с джамаатом, если нет уважительных оправданий? Но говорят, что Ибн Зубейр тогда совершил намаз зухр у себя дома, быть может были оправдания. Ну здесь также не понятно, если Ибн Зубейр совершил намаз дома по оправданию, то получается что это оправдание ушло до асра что ли, то есть за болел, например, и вылечился до асра, вышел в путь, и вернулся до асра, тогда как между зухром и асром не такое большое время? Потом, почему табийн ‘Ато уверено утверждает, что Ибн Зубейр не совершил никаких намазов вплоть до асра? Поэтому нужны четкие доводы, что Ибн Зубер тогда совершил зухр дома у себя, и что у него были для этого такие-то и такие оправдание, а иначе зачем тогда ‘Ато будет уверено утверждать то, что противоречить его утверждению? БаракаЛлаху фийк! |