Тавҳид форуми
Показуха (рийа) - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Вероубеждение (Акыда) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=69)
+---- Forum: Неверие (куфр) и многобожие (ширк), то что ведет к ним (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=102)
+---- Thread: Показуха (рийа) (/showthread.php?tid=2414)



Показуха (рийа) - абу София - 12-24-2013

БисмилЛяхи Ар-Рахмани Ар-Рахим


Показуха (рийа)


Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Показуха (рийа) является порицаемым качеством. И это одно из качеств лицемеров. Всевышний Аллах сказал: «Когда они встают на молитву, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (ан-Ниса,142).
Показуха (рийа) рассматривается с двух сторон:
Первая сторона: Это сторона, в которой рассматривается положение (хукм) показухи с точки зрения шариата.
Мы говорим: Показуха считается (в исламе) малым ширком (малым многобожием), то есть когда человек в своем поклонении устремляется к чему-то другому помимо Аллаха. Также показуха может достичь большого ширка. Ибн Аль-Каийм, приводя пример относительно малого многобожия, сказал: «Например: малая показуха (рийа)». Его слова указывают на то, что если показуха будет совершаться многократно, то она может перейти в большое многобожие.
Вторая сторона: Это сторона, в которой рассматривается положение показухи(рийа) с точки зрения поклонения, то есть когда показуха (рийа) смешалась с поклонением. Подобное положение бывает в трех случаях:
Первое: Это показуха (рийа), которая изначально побуждает человека совершить поклонение для показухи перед людьми. Например, как тот человек, который встает совершать молитву для показухи перед людьми, не желая Лика Аллаха. Подобное считается многобожием (ширком) и поклонение в таком случае является недействительным [1].
Второе: Это показуха, которая появилась у человека во время совершения поклонения ради Аллаха. Если это такое поклонение, которое является разделимым, то тогда показуха делает недействительным лишь ту часть, в которой она проявилась. Например, у человека имеется сто динаров, которые он приготовил для милостыни (садаки). Затем пятьдесят из них расходовал ради Аллаха, а остальные пятьдесят расходовал с показухой. В таком случае милостыня, которая была расходована ради Аллаха, засчитывается и принимается, а другая часть, которая была потрачена для показухи, является недействительной (так как последнее отделено от первого, и они не связаны друг с другом - прим.пер).
Но если это поклонение является единым, неразделимым, то оно бывает двух видов:
А - Если мусульманин начал бороться с этой показухой, желая избавиться от нее после того, как она явилась к нему, то эта показуха не повлияет на его поклонение, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "Поистине, Всевышний Аллах простил моей общине то, к чему зовут их души, пока они не произнесут или не совершат этого" (Бухари, 4\222, и Муслим, 1\116).
Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате он чувствует, что к нему проникает показуха [2]. Затем он начинает бороться с ней, чтобы избавиться от нее [3]. В таком случае показуха ничем не навредит ему и не повлияет на его молитву.
Б - Если человек смирился с показухой и не стал бороться с ней, то тогда его поклонение полностью становится недействительным, поскольку это поклонение является неразделимым. Например, человек совершает два рака’ата молитвы ради Аллаха, потом на втором рака’ате к нему проникает показуха по причине того, что он чувствует, как на него смотрит некий мужчина. Затем он довольствуется этим и устремляется к этому. В таком положении показуха полностью делает недействительным его молитву, поскольку молитва – это неразделимое поклонение.
Третье: Когда показуха приходит к человеку после завершения поклонения, то она ничуть не повлияет на само поклонение, если только не будет после этого попреки и оскорбления по причине расходования милостыни…. Исходя из слов Всевышнего Аллаха: " О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями" (аль-Бакара, 264).
Также не является показухой, если человек радуется тому, что люди узнали о его поклонении, поскольку она явилась после завершения поклонения (благого деяния).
А также не является показухой, если человек в душе своей радуется тому, что совершил поклонение. Более того, это радость является признаком его веры (имана), так как Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Тот, кого радуют его благие деяния, и огорчают его прегрешения, является верующим" (Имам Ахмад 1\18-26, и Тирмизи 6\333.)
Также о подобном был спрошен Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), на что он ответил: "Это преждевременная радостная весть верующему" (Муслим 4\2034) [4]»
(См: «аль-Къоуль аль-муфид» стр.426).

И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!


Перевод: Абу Сумая Казахстани

[1] Прим. переводчика. Исходя из хадиса, передаваемым Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который рассказывал, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Всевышний Аллах сказал: "Я не нуждаюсь в сотоварищах, в отличие от них самих. Тот, кто совершает деяние, приобщая ко Мне сотоварищей, то Я оставлю его и его ширк" (Муслим, 4\2289).
[2] Прим. переводчика. Например, захотел удлинить поясной поклон (руку’) или земной поклон (суджуд), или пожелал притвориться плачущим в намазе и т.д.
[3] Прим. переводчика: Т.е. человек завершает свою молитву, борясь с показухой.
[4] Прим. переводчика: Скорее всего, шейх Усаймин имел в виду то, что следует радоваться милости Аллаха, так как все, что совершает человек из поклонений - это по милости Аллаха. Если бы Всевышний Аллах не смилостивился над ним, то он никогда не совершил бы это поклонение. Всевышний Аллах сказал: "Скажи: «Это - милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают" (Йунус, 58).
Шейх ас-Са'ди (да смилуется над ним Аллах) в толковании к этому аяту писал: "Под милостью Аллаха подразумевается Священный Коран - самая великая милость, которой Господь одарил Своих рабов. А под милосердием подразумеваются религия и вера, поклонение и любовь к Аллаху, а также познание Его. Возрадоваться этому гораздо лучше, нежели радоваться тленным мирским благам и преходящим удовольствиям, потому что правильная религия делает человека счастливым в обеих жизнях и превосходит все земные прелести, которые быстро исчезают и пропадают. Всевышний Аллах приказал радоваться Его милости и милосердию, потому что чувство радости делает человека активным и энергичным, заставляет его лучше благодарить Всевышнего Аллаха, прибавляет ему силы, пробуждает в нем стремление приобрести знания и приумножить веру. Такая радость является похвальным поступком и отличается от ликования, вызванного мирскими прелестями и благами. Подобное ликование заслуживает порицания, и поэтому соплеменники Каруна сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Аль-Касас,76–77). А говоря о грешниках, которые радовались своим лживым воззрениям, противоречащим учению посланников, Всевышний Аллах сказал: «Когда их посланники приходили к ним с ясными знамениями, они радовались тому знанию, которое было у них, и тогда их окружило (или поразило) то, над чем они издевались» (Гафир,83)" (См. «Тафсир Са’ди»)
Также когда Зейнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) хвасталась перед женами Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), говоря: "Вас замуж выдали ваши семьи, а меня выдал Сам Всевышний Аллах с высоты с семи небес", - то она радовалась милости Аллаха, как говорил об этом египетский шейх Али 'Абдул-'Азиз Муса, когда он разбирал для нас на одной из своих даур книгу "иктисад фи аль-‘итикад" автором которой является выдающийся ученый Абдуль Уахид Али ибн Сурур аль-Макдиси (да смилуется над ним Аллах).
Также не является показухой, если человек своим поклонением желал того, чтобы люди последовали за ним в этом. Подобное не является показухой, это является одним из видов призыва к Всевышнему Аллаху, как говорил об этом шейх Ибн Усаймин в другом месте этой же книги «аль-Къоуль аль-муфид». И привел в качестве довода хадис, где Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: "Поистине, я сделал это, чтобы вы следовали за мной и учились тому, как я совершаю свою молитву" (Бухари, 1\290 и Муслим,1\386).
И это Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал после завершения своей молитвы на минбаре.
Прошу Аллаха, чтобы Он уберег нас от проявления большого и малого ширка!