Запрещено следовать за ошибками ученых - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Методология (Манхадж) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=70) +--- Thread: Запрещено следовать за ошибками ученых (/showthread.php?tid=2580) |
Запрещено следовать за ошибками ученых - абу София - 03-24-2014 С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего Запрещено следовать за ошибками ученых Шейх Ахмад Базмуль,да хранит его Аллах, сказал: «Праведные предшественники предостерегали от ошибки ученого. Ошибка - это когда ученый несознательно впал в противоречие истине своими словами или же делами. Зиад ибн Худейр рассказывал: «Однажды спросил меня ‘Умар: «Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?» Я ответил: «Нет». Он сказал: «Разрушают его: ошибка ученого; препирательство лицемера посредством Корана; и постановление имамов, которые вводят (людей) в заблуждение»» (см: ад-Дарими «ас-Сунан», 1\82). Аш-Шатыби, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Праведные предшественники предостерегали от ошибки ученого и включили его в число тех деяний, которые разрушают Ислам. Она может проявиться, затем распространиться среди людей повсюду, после чего они будут считать ее религией, тогда как в действительности она противоречит ей. В результате чего это ошибка станет доводом в религии» (см: «аль-И’тисам», 2\349). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: «Вред простолюдина, который по незнанию своему совершает запретное, является меньшим, чем вред, исходящий от некоторых имамов, которые дозволили то, что запретил Законодатель, не смотря на то, что они (имамы) не знали о его запретности и не были в состоянии познать запретность его. Поэтому было сказано: «Остерегайтесь ошибки ученого, ибо, если он ошибется, то по причине его ошибки все люди впадут в ошибку» (см.: «Маджму’ аль-фатауа», 20\274)» (см: «Сыяна ас-саляфийа», стр. 30). Ибн ‘Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ахмад ибн Шу’айб в своей книге сказал: «Поистине, первым кто дозволил опьяняющий напиток, сделанный из виноградных, финиковых и прочих соков, был Ибрахим ан-Наха’и. И это является ошибкой ученого. А нас предостерегали от ошибки ученого, и не могут быть доводом чьи-либо слова, когда есть прямой текст из Сунны» (см: «ат-Тамхид» 1\255). Шейхуль-Ислам ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, упоминал дискуссию имама ‘АбдуЛлаха ибн Мубарака с жителями Куфы относительно вопроса опьяняющих напитков, сделанных из виноградных, финиковых и прочих соков (ан-набиз), в которой они приводили в качестве довода о дозволенности этого слова некоторых ученых, таких как ан-Наха’и и аш-Ша’би, и Ибн Мубарак опровергал их. После чего Ибн Таймия сказал: «На том ( т.е о запретности следовать за ошибками ученых), что упомянул Ибн Мубарак, сошлись ученые. Ибо, поистине, какой бы ученый ни был из общины первых и последующих поколений, кроме как принадлежали ему ошибочные слова и дела, по причине того, что стала неизвестным для него Сунна. И этот раздел обширный и неисчислимый, но, тем не менее, это не умаляет его достоинства, и не позволительно следовать за ним в этом (т.е в его ошибочных словах и делах)» (см: «аль-Фатауа-аль-Кубра» 3\178-179). Ибн ‘Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Мудрецы сравнили ошибку ученого с разбитым кораблем. Потому что, если он утонет, то утонут вместе с ним множество людей. Если было доказано, что какой-либо ученый ошибся, то никому не дозволено выносить решение, опираясь на эти его слова, и придерживаться этих его слов, в которых он не знал основы» (см: «Джами’у байан аль-‘ильм уа фадлихи», 2\111). Шейх Ахмад Базмуль, да хранит его Аллах, сказал: «Этим стало ясно, что не будет правильным приводить в качестве аргумента ошибки ученых и придерживаться их, дабы оправдаться этим для совершения действий, противоречащих шари’ату или чтобы позволить тому, кто противоречит истине, цитировать в качестве довода ошибки ученых» (см. «Сыяна ас-саляфийа», стр. 32). И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров! Перевод: Абу Сумая Казахсатни
|