Тавҳид форуми
Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций - Printable Version

+- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum)
+-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68)
+--- Forum: Пост (Ураза) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=72)
+--- Thread: Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций (/showthread.php?tid=3085)



Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций - абу София - 06-03-2015

Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения, менструаций и послеродового кровотечения во время поста и молитвы



Содержание


- Как определяют совершеннолетие мальчиков и девочек для несения обязанности, которые были возложены на них Всевышним Аллахом?
- Каково положение намаза и поста относительно той женщины, которая находится в состоянии менструации или послеродового кровотечения?
- Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время рамадана?
- Что такое нифас?
- Если продолжается течь нифас после сорока дней, то совершает ли мусульманка намаз и постится ли она?
- Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, а также дозволено ли жене совершать намаз и поститься?
- Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?
- Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?
- Каково положение постящегося мусульманина, который в месяц рамадан вступил со своей женой в половую близость, тогда как она была в состоянии менструации?
- Тот, кому было обязательно поститься два месяца подряд по причине совокупления с женой в дневное время рамадана, прервал последовательность поста по шариатскому оправданию, этим самым прерывается ли его поочередность?
- Отпадает ли искупление за половое сношение в дневное время рамадана от бедного?
- Действителен ли пост той мусульманки, которая после очищения от менструации заметила желтизну?
- Каково положение постящейся женщины, если она увидела незначительное количество крови во время поста?
- Нарушается ли пост с ощущением того, что приближается наступление менструального цикла?
- Каково положение женщины, которая очистилась от месячных перед наступлением утренней зари, постится ли она в этот день?
- Что является обязательным в совершении полного омовения (гъуслья)?
- Достаточно ли совершение полного омовения (гъусля) от осквернения, не совершая малого омовения?
- Дозволенно ли употребление таблетки, препятствующей началу месячных, дабы не возмещать пропущенные дни поста?
- Какое положение той, которая не знала о том, что нужно возместить те дни поста, в которые она была в состоянии месячных?
- Какие нормы обязана придерживаться мусульманка в благословенный месяц рамадан?

С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Как определяют совершеннолетие мальчиков и девочек для несения обязанности, которые были возложены на них Всевышним Аллахом?


Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Претворяют в жизнь обязанность с достижением совершеннолетия и разумности. Если мусульманин достиг совершеннолетия, тогда как он является благоразумным, то на него возлагаются шариатские постановления, которые он, по мере своей возможности, воплощает. Независимо от того, мальчик это или девочка. Признак совершеннолетия у девочек определяется приходом менструации (хайда), а также когда выясняется их зачатие беременности, даже если эти признаки проявились у них до того, как им исполнилась пятнадцать лет. А также признак совершеннолетия определяется тем, когда выходит семяизвержение по причине возбуждения у мальчиков, и когда выходит жидкость у девочек из-за возбуждения. В независимости от того, произошло это наяву или во сне, даже если это проявилось до пятнадцати лет. Также из признаков совершеннолетия – достижение человека пятнадцати лет, будь это мальчик или девочка. А также из признаков его – появление волос на лобке.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, чле-нов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\146).
Шейха Ибн Усаймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Некоторые юноши и девушки впадают в невежество, так как они полагают, что возраст, с которого надо начинать воплощать обязанности Аллаха, является 16 - лет. Хотя может быть так, что они достигают совершеннолетия до этого возраста, но они не соблюдают пост в месяц рамадан. Что им теперь делать? Восполняют ли они пропущенные посты прошедших лет? Шейх ответил следующим образом: «Да, то, о чем упомянул спрашивающий, часто случается, особенно с девочками, когда к ним приходит менструация (хайд) в раннем возрасте. Совершеннолетие не определяется только возрастом, а достигается по причине некоторых положений помимо возраста. А это: появление волос на лобке, выход семяизвержения (аль-мани) и достижение пятна-дцати лет. А к девушкам добавляется еще четвертое положение, а это приход менструации. Поэтому если человек достигает совершеннолетия, то для него обязательным является возместить пост, который он оставил после достижения совершеннолетия. Большинство людей в течение этого периода совершают намаз, не оставляют его, однако оставляют пост. Когда девушка достигает совершеннолетия по причине прихода менструации, тогда как она еще молода, то она стыдится сообщить об этом своей семье. И в итоге ты находишь ее иногда не постящейся, а иногда постящейся даже во время менструации. Поэтому для нее является обязательным возме-щение постов в этих двух упомянутых случаях. Если она не постилась, то она должна возместить целый месяц пропущенных постов. А если она постилась даже в дни менструации, то является для нее обязательным возместить те дни, в которые она была в состоянии менструации» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\90).
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросила некая девушка: «Поистине, я в возрасте двенадцати лет достигла совершеннолетия, когда до наступления рамадана ос-тавался месяц. Я же начала соблюдать пост в четырнадцать лет, лежит ли на мне обязанность поста за те предыдущие годы или нет?».
Совет ученых ответил: «Для тебя является обязательным возместить все пропущенные дни, в которые ты не держала пост в месяц рамадан, тогда как ты достигла совершеннолетия, независимо от того, будешь ли ты возмещать подряд или раздельно. И тебе следует принести покаяние Аллаху за совершение тобою греха несоблюде-ния поста в месяц рамадан без каких-либо шариатских оправданий. Быть может, Аллах примет твое покаяние и простит твое небрежное отношение, которое изошло от тебя. Ведь Пречистый, Всевышний Аллах говорит: «О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, - быть может, вы преуспеете» (ан-Нур,31).
Всевышний также говорит: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал совершать праведные деяния, потом последовал прямым путем» (Тъа hа,82)»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\340).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также спросила молодая девушка: «Несколько лет назад, когда мне исполнилось двенадцать лет, ко мне пришли месячные, и первые месячные наступили в месяц рамадан. И известно, что подобный возраст является малым, и когда я очистилась от месячных, то моя мать запретила мне держать пост, под предлогом, что возраст является малым, и таким образом прошел месяц рамадан, а я так и не постилась в нем. Учитывая то, что после этого прошло несколько лет, является ли для меня обязательным поститься (возместить) тот (прошедший) месяц рамадан, и какое искупление за это?».
Совет ученых ответил следующим образом: «Является обязательным для этой девушки возместить те дни, в которые она не постилась после того, как к ней наступили месячные в месяц рамадан, поскольку тогда она достигла совершеннолетия с наступлением месячных. Также для нее является обязательным принести искупление по причине того, что она задержалась со своим возмещением вплоть до наступления следующего рамадана [1]. А искупительным действием является то, что она кормит за каждый (пропущенный) день одного бедняка половиной саъа [2] из пшеницы, или риса или прочих продуктов питания ее местности.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\367).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также спросил некий мужчина: «У меня была дочь, которая была слаба здоровьем. Когда настал месяц рамадан, то ее мать запретила ей соблюдать пост в течение двух лет. Затем впоследствии дочь скончалась, и на ней остался долг двух месячных постов. И я хочу узнать, лежит ли грех этого на ее матери, поскольку она стала причиной этому? И является ли для нее обязательным возместить пропущенные дни поста за свою дочь? Разъясните нам это, да воздаст вам Аллах благом».
Ответ: «Если эта дочь не была в состоянии поститься из-за ее слабости, положение которой подобно больному, то ее мать не совершила греха, запретив ей соблюдать пост, если она (дочь) находилась в подобном состоянии вплоть до самой своей смерти. И не является в таком случае обязательным возмещение поста за нее. Но если дочь была в состоянии поститься вместе с ее слабостью без обременительной ноши, то мать в таком случае совершила грех, когда запрещала ей поститься в рамадане. И было узаконено возмещение поста за нее, и лучше, чтобы ее мать взяла на себя возмещение поста из-за того, что она стала причиной этому.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, чле-нов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия! [3]»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\376).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил в "Арба’ин ан-Науауи": «Если спрашивающий спросит: "Мужчине, который плохо помолился, Пророк (ﷺ) не велел прочесть заново все прошлые намазы, несмотря на то, что он сказал, что он не может лучше прочесть, кроме того что он может. Какой ответ на это, вместе с тем, что вы говорите: "Поистине, если человек не совершил что-то из обязанностей по невежеству, то он заслуживает оправдания тем, что от него отпадает грех, однако необходимо ему совершить то, что упустил из обязанностей?!
Мы, отвечая на это, говорим: "В этом вопросе среди ученых существует разногласие: Отпадает ли обязанность абсолютно по невежеству, или отпадает по невежеству лишь тогда, если человек не пренебрегал, но если он пренебрегал, то не оправдывается?
Внешне указывает на то, что обязанности отпадают по невежеству тогда, когда невозможно их исправить в свое время, которое было установлено для них. Усиливает это (мнение) хадис, который мы упомянули выше, когда Пророк (ﷺ) не повелел мужчине возместить прошедшие намазы, однако велел ему возместить нынешний намаз, ибо его возможно исправить, потому что он сейчас является тем, с кого нужно требовать это, так как есть время, чтобы исправить его.
Из этого разветвляется следующий важный вопрос: Многие из невежд не ведают о том, что девушка, к которой преждевременно пришла менструация, обязывается соблюдением поста (сыяма). Они же полагают, что девушка не обязывается соблюдением поста, кроме как если ей испол-нится пятнадцать лет. Например: Менструация пришла к ней в возрасте одиннадцати лет, и она 4 года не соблюдала пост. Теперь, разве мы обязываем ее возмещением поста?!
Ответ: Мы не обязываем ее, поскольку она не знала и не пренебрегала этим, ибо не был при ней тот, кого она спросила бы, и еще в добавок ее семья говорит ей: "Ты являешься еще ма-ленькой, и нет на тебе ничего". И точно также и не обязываем, если она не совершала и молитву.
Подобных людей мы оправдываем, поскольку все обязанности не обязываются, кроме как со знанием, исходя из слов Всевышнего Аллаха: "Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника" (аль-Исра,15). Да, если человек пренебрегал, то мы его обязываем. Например: Некий простолюдин говорит мужчине: "О такой-то, для тебя является обязательным то и то. Он же ему отвечает: "Оно не является обязательным ". Тот говорит ему: "Тогда спроси ученых!". На что он отвечает: "Я не буду спрашивать ученых, ведь Всевышний Аллах сказал: "О те, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если станут вам известным. А ведь они станут вам известным, если вы спросите о них, когда ниспо-сылается Коран. Аллах простил вам это, ибо Аллах – Прощающий, Выдержанный" (аль-Маида, 101). О таком поступке человека мы говорим: "Поистине, он является пренебрегающим, и поэтому мы его обязываем этим".
А если эта обязанность, которую он оставил по невежеству, касается права другого человека, как, например, вопрос закята, подобно мужчине, который на протяжении нескольких лет не выплачивал за-кят, и имущество, которое при нем, уже достигло закята и срока, который обязывает его вы-платить закят, однако сам же он не знает, что должен выплатить из своего имущества закят, то в таком случае мы его обязываем выплачиванием закята за прошедшее время. Так как у закята нет установленного времени, которое проходит по истечению его. Даже если он преднамеренно не выплачивал закят пять лет, то обязывают его выплачиванием закята.
В таком случае мы обязываем его выплачиванием закята, даже если он не знал, так как здесь касается прав человека, которому принадлежит этот закят. Однако мы его не обвиняем в грехе, поскольку он не знал.
Важно, что этот хадис подкрепляется Кораном, как мы узнали выше (т.е. хадис в "арбаин ан-Науауия", который по счету идет 39). Необходимо человеку рассмотреть случаи, в которые произошли забывчивость, невежество или принуждение, решительным рассмотрением и милосердным.
Решительное рассмотрение: Это когда он обязывает человека, если он знает, что тот пре-небрегал.
А рассмотрение, в котором проявляется милость: Это когда он знает, что тот не пренеб-регал. Однако он является невеждой, который не знает ничего.
Наш шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Са'ди (да смилуется над ним Аллах) говорил относительно спорных вопросов: "Если человек совершил и уже закончилось это дело, то не обращайся с ним су-рово. Напротив, рассмотри это с легкой стороны и поступи с ним согласно с этим, поскольку это дело уже завершилось. Однако запрети ему, чтобы он не совершал этого впредь»
(См.: «Арба’ин ан-Науауи» стр. 302-303).

_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение состоит в том, что откладывание возмещения до наступления следующего рамадана не обязывает принести искупительное действие, так как на это нет довода, который указывал бы на это» (См.: «Маджмуъ Фатауа уа Расаил» 19\394).

[2] Прим. переводчика: Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: «Саъ Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).

[3] Прим. переводчика: Свят Аллах, в этом заключается для разумных людей назидание, ибо мы не задержимся в этом мире надолго, тем более не останемся здесь навечно. Смерть является неизбежным концом каждого из нас, которая может явиться к нам в любой момент. Всемогущий, Великий Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть…» (аль-Анбия, 35).
Всевышний Господь также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни были, даже если вы будете в возведенных башнях» (ан-Ниса, 78).
Всевышний Аллах сказал: «Каждая душа вкусит смерть, а потом вы будете возвращены к Нам» (аль-‘Анкабут, 57).
Но, к огромному сожалению, среди мусульман есть те, кто задерживается с повиновением Аллаху, оправдываясь различными оправданиями, что нет у них времени, или еще они молоды, и наступит время для повиновения Аллаху, когда мы состаримся или прочие из порочных оправданий, которые заставляют их забыть о том, что они, быть может, не достигнут этих лет. Ибо смерть не различает между стариком и юнцом, знатным вельможей и простолюдином, сильным и слабым, светлым и темным, имущим и неимущим, благовидным и невзрачным! Смерть, которая не задерживается и не приходит раньше предопределенного Всевышним срока, однако повинуется своему Господу, в Руках Которого вся Власть! Всевышний Аллах сказал: «Воистину, когда срок Аллаха наступает, он уже не откладывается. Если бы вы только знали это (то непременно поспешили бы к вере и повиновению!)» (сура «Нух», 4-аят).
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, ближняя жизнь заканчивается, а Последняя жизнь приближается, и у каждой из них есть свои сыны. Будьте же сынами Последней жизни и не становитесь сынами жизни ближней, потому что сегодня есть деяния, но нет воздаяния, а завтра будет воздаяние, но не будет деяний» (См.: Ибн Раджаб «Джами аль-Улюм ва-ль-Хикам» стр.420. Хадис № 40).
Свят Аллах, великие слова, которые заставляют задуматься, кроме тех, чьи сердца ожесточились по причине грехов, что даже сердца их не чувствуют страха при упоминании Аллаха и о Судном Дне!





RE: Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций во время поста - абу София - 06-03-2015

Каково положение намаза и поста относительно той женщины, которая находится в состоянии менструации или послеродового кровотечения?


Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если же к женщине приходит менструация, то она воздерживается от намаза и поста. А когда очищается от месячных, то она возмещает пропущенные дни поста рамадана, в которых она по причине ее менструаци не держала пост. Однако она не возмещает намазы, которые она оставила во время менструации. Так как было передано имамом аль-Бухари и другими относительно разъяснения Пророка (ﷺ) о недостатках женщин в религии, когда он сказал: «А разве женщина не прекращает молиться и поститься, когда у нее начинается менструация?» (аль-Бухари, 304 и Муслим 250).
Также передали имам аль-Бухари, Муслим и другие от Му’азата, которая спросила Айшу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщины, у которых бывают месячные, возмещают пропущенные дни поста, но не возмещают пропущенные молитвы? Айша сказала: «Разве ты харуритка (это одна из сект хариджитов)? Она ответила: «Нет, я не из числа харуритов, однако просто спрашиваю (о положении этого вопроса)» Айша ответила: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) во время месячных нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять молитвы» (аль-Бухари 321 и Муслим 787).
Это из милости Аллаха и Его доброты по отношению к ним, поскольку молитвы (намазы) повторяются ежесуточно пять раз, а менструация в основном приходит каждый месяц. Аллах снял с женщин, у которых бывают месячные, обязанности молитвы и возмещения их, ибо в возмещении их имеется великая тяжесть. А что касается поста, то по причине того, что он повторяеться лишь один раз в год, Аллах снял с женщин пост, когда они в состоянии менструации, проявляя к ним Свою милость, и повелел им лишь возместить пропущенные дни поста после этого для того, чтобы воплотить в этом шариатскую пользу.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\393).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также сказал: «Женщина не совершает намаз и не постится, когда она в состоянии менструации или послеродового кровотечения (нифаса). Если прекратится у нее менструация или послеродовое кровотечение, то она совершает полное омовение, даже если она очистится в дневное время от месячных или послеродовых кровотечений. И совершив малое омовение для намаза, она начинает совершать намаз, который она застала, и поститься. А что касается миновавших дней, в которых она было в состоянии менструации или послеродового кровотечения, то она возмещает пропущенные дни поста, но не возмещает пропущенные дни молитвы.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\425)
.

Является ли обязательным мусульманке воздержаться от еды и питья, если она очистилась от менструации или послеродового кровотечения в дневное время рамадана?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если женщина очистилась от менструации или послеродового кровотечения (нифаса) в дневное время рамадана, то не является обязательным для нее воздержание. Ей положено есть и пить, поскольку ее воздержание никакой ей пользы не принесет, так как для нее является обязательным возмещение этого дня. И этот мазхаб является имама Малика, имама аш-Шафи’ и одним из двух передач от имама Ахмада. Было передано от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Тот, кто принимает пищу в начале дневного времени, пусть кушает и в конце его[4] » То есть тому, кому было позволено разговляться в начале дневного времени, позволено и разговляться в конце его» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\99).


Что такое нифас?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нифас – это кровь, которая выходит при рождении или же за два или три дня до рождения с его признаком, а это родовые схватки. А что касается вод, которые отходят, то это не является нифасом, так же, как и то, что вышло до рождения без схваток, не считается нифасом. Ибо кровь, которая вышла до рождения, не считается нифасом, за исключением того, если она вышла за два или три дня до рождения с родовыми схватками. Что касается вод, которые отходят до рождения, даже если со схватками, то это не является нифасом» (См.: «Шарх Булугуль-Маром»1\409).
Так вот, если кровь выходит со схватками при рождении или за два или три дня до рождения, то это нифас. А если выходит кровь до рождения без схваток, то это не считается нифасом, так же, как и если воды отошли до рождения не является нифасом, если только они не отошли с кровью. А Аллаху ведомо лучше!


Если продолжается течь нифас после сорока дней, то совершает ли мусульманка намаз и постится ли она?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если у женщины течет кровь больше сорока дней, не изменяясь (в цвете и запахе), и она совпала с месячными, которые ранее обычно приходили, то женщина выжидает. Но если не совпала с месячными, как обычно она прежде приходила, то здесь ученые разошлись во мнениях:
Некоторые сказали, что она совершает полное омовение, молится и постится, даже если течет кровь, поскольку это кровь будет подобна истихаде (кровь, которая течет по причине болезни).
Другие же сказали, что она выжидает, пока не завершится шестьдесят дней, так как существуют женщины, у которых течет нифас шестьдесят дней. Такое действительно бывает, что у некоторых женщин обычно нифас течет шестьдесят дней.
На основании этого: Она выжидает до тех пор, пока не завершится шестьдесят дней. После этого она возвращает ее (кровь) к месячным, как обычно она приходила к ней прежде. Затем она выжидает те дни, которые она ранее обычно выжидала во время месячных. Потом совершает полное омовение и молится, поскольку это будет считаться истихадой»
(См.: «Маджму' фатауа уа расаил» шейх ибн Усаймин 4/ 289).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Некоторые ученые сказали, что максимальный срок нифаса – 40-дней, опиряясь на хадис Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах), которая говорила: «При жизни Пророка (ﷺ) женщины выжидали период нифаса – сорок дней». Этот хадис некоторые посчитали слабым, а некоторые хорошим. Этот хадис подкрепляют другие версии хадиса, посредством которых он восходит до уровня хорошего хадиса. Вероятно, что этот хадис подразумевает в себе то, что это максимальный срок нифаса, а возможно в этом хадисе имеется в виду то, что это такой срок, который в основном бывает у женщин. Поэтому если завершится сорок дней, то для женщины является обязательным совершить полное омовение, совершать намазы и поститься.
А другие же ученые сказали, что его максимальный срок – 60 дней, объясняя это тем, что 60 дней бывает у многих женщин. А что касается хадиса Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах), то он указывает на чаще всего происходящее, поскольку существуют женщины, у которых продолжает течь кровь после сорока дней, как обычно, не изменяясь в запахе и цвете»
(См.: «Шарх Мумтиъ» 1\307).

Если после рождения не вышла кровь, дозволено ли мужу совокупляться с женой, а также дозволено ли жене совершать намаз и поститься?


Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников и от всякого зла и бедствия!
А затем: Если после рождения у женщины не вышла кровь, то для нее является обязательным совершить полное омовение, начать намаз и поститься. А мужу дозволено вступать с ней в половую близость после того, как она совершит полное омовение. Ибо в основном во время рождения выходит кровь вместе с новорожденным или же после его рождения, даже если это незначительное количество.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\420).

Дозволено ли женщине, у которой нифас, совершать намаз и поститься, если она очистилась раньше сорока дней?


Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, ответил: «Если женщина очистилась раньше сорока дней, то для нее является обязательным совершить полное омовение, начать намаз и поститься в месяц рамадан. А также дозволено ее мужу иметь с ней половое сношение по единогласному мнению ученых, так как нет минимального срока для нифаса» (См.: «Китабу ад-Да’уа» 2\75).
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, спросили о женщине, которая очистилась от нифаса в течение недели, затем она начала соблюдать пост вместе с мусульманами в месяц рамадан, после чего к ней вновь явилась кровь, прерывает ли она в таком случае пост? А также восполняет ли она те дни, в которые она постилась и разговлялась? Шейх ответил следующим образом: «Нет сомнения в том, что женщина, у которой нифас, не постится, если она видит кровь в течение сорока дней. Если же останавливается кровь раньше сорока дней, то она совершает полное омовение и постится. А если к ней снова приходит кровь до завершения сорока дней, то она оставляет пост со дня прибытия крови, пока не завершится сорок дней. Что касается того поста, который она соблюдала, когда остановилась кровь, то этот пост является действительным, поскольку она постилась в состоянии чистоты. И это является более правильным мнением среди двух мнений ученых по этому вопросу. А Аллаху ведомо лучше» (См.: «аль-Мунтакъа» 3\204).

_____________________________________
[4] Прим. переводчика: Это было передано имамом аль-Байхакъи в «аль-Кубра» 4\216 с достоверной цепочкой передачи от Яхйа ибн аль-Джазар, который передал со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах).



RE: Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций во время поста - абу София - 06-03-2015

Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?


Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен относительно того, что в один из светлых дней рамадана у женщины произошел выкидыш, однако она довела до конца свой пост этого дня, в котором произошел выкидыш плода, какое положение поста этого дня? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если в зародыше, который выпал, сформировалось человеческое телосложение, как руки, ноги и прочее, то она выжидает период нифаса, пока она не очистится или же пока не завершится сорок дней. После чего она совершает полное омовение, начинает совершать намаз и возмещает пропущенный день поста, в котором произошел выкидыш, и другие дни обязательных постов, которые были возложены на нее. И нет на ней кормление бедняков, если она возместила пропущенные дни поста до наступления следующего рамадана. Если же она очистится от нифаса до окончания сорока дней, то она совершает полное омовение, начинает молиться и поститься, так как ушло препятствие совершению этого.
А если не сформировалось ничего из человеческого телосложения, то ее пост является действительным. И эта кровь считается кровью истихадой (болезненным кровотечением). Она совершает намаз и постится, несмотря на то, что течение крови продолжается, и совершает малое омовение для каждого намаза, пока не наступит период времени, в котором обычно к ней приходят месячные [5].
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\223).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В третьей стадии развития плод в утробе матери превращается в кусочек мяса, похожий на нечто разжеванное, и этот кусочек мяса может быть сформировавшимся, а иногда он остается несформировавшимся, исходя из аятов Корана, о чем сказал Всевышний Аллах: «потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» (аль-Хадж,5).
Однако какие же вопросы вытекают из того, когда кусочек мясо сформировался или не сформировался?
Ответ: Отсюда вытекают следующие вопросы:
А – Если этот кусочек мяса выпадет несформировавшимся, то эта кровь не будет считаться кровью, которая выходит после родов, а будет она считаться кровью, которая выходит по причине болезни (даму фасад).
Б – Если этот кусочек выпадет прежде формирования человеческого телосложения в то время, когда женщина выжидала свою ‘идду [6], то этим самым ее ‘идда не завершается, поскольку, чтобы завершилась ‘идда, должно сформироваться зачатие. Для установления нифаса необходимо, чтобы было зачатие сформировавшимся, ибо до сформирования (человеческого телосложения), возможно, это будет кусочком мяса и все, а не человеком. Поэтому мы не устанавливаем эти постановления, кроме как с убеждением, что стало очевидным в нем человеческое творение»
(См.: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.73).


Каково положение постящегося мусульманина, который в месяц рамадан вступил со своей женой в половую близость, тогда как она была в состоянии менструации?


Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Это вопрос содержит в себе две проблемы:
Первая: Этот мужчина вступил со своей супругой в половую связь в светлое время месяца рамадан. Ответ этому будет таков: На этом мужчине лежит обязанность возмещения и искупления вместе с принесением Аллаху покаяния. Так вот, он возмещает за тот день, в котором имел сношение со своей женой.
Что касается искупления, то в искупление этого необходимо освободить одного раба, если он не имеет раба, то постится два месяца подряд, а если он не в состоянии сделать этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Относительно обязанности возмещения поста пришел хадис, который передал ибн Маджа со своим иснадом передатчиков, что Пророк (ﷺ) сказал бедуину, который вступил со своей женой в половую близость в светлое время рамадана: «Соблюсти пост за этот день в другое время» (См.: «Ируа аль-Гъалиль» 940. Хадис достоверный).
А что касается обязательности искупления, то пришло в «Сунан» и других, что Пророк (ﷺ) сказал бедуину, который совокупился со своей супругой в светлое время рамадана: «Освободи одного раба». Тот сказал: «Я не имею рабов» Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Постись два месяца подряд». Он сказал: «Я не смогу». Пророк (ﷺ) сказал: «Накорми шестьдесят неимущих» (аль-Бухари 1936 и Муслим 2651). Что касается жены, то на ней нет ничего, ибо обязанность соблюдения поста от нее отпала по причине менструации.
Что касается второй проблемы, то она заключается в том, что этот мужчина вступил со своей женой в половую близость в то время, когда она была в состоянии менструации. И ответ на это будет таков: Он должен в качестве искупления дать милостыню (садакъа) один динар или же половину динара, исходя из хадиса Ибн ‘Аббса, где было сказано: «Пусть раздаст динар [7] или половина динара в качестве милостыни». Этот хадис привели имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд, который сказал: «Это достоверная версия». Под динаром подразумевается количество из золота, будь это битое золото, или прочее или же стоимость его из серебра. Но если жена самовольно подчинилась мужу в этом грехе, то на ней искупление подобно искуплению мужа. И они оба должны принести Аллаху покаяние за совокупление во время менструации.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: "Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма" 10\303).


Тот, кому было обязательно поститься два месяца подряд по причине совокупления с женой в дневное время рамадана, прервал последовательность поста по шариатскому оправданию, этим самым прерывается ли его поочередность?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «На ком лежит двухмесячный пост подряд, затем он прервал эту поочередность по шариатскому или материальному оправданию, то подобное не прерывает последовательность. Если человеку было суждено поститься два месяца подряд, после чего он во время этих месяцев отправляется в путь и он в этом сафаре прерывает свой пост, то этим не прерывается поочередность поста, поскольку в пути было дозволено разговляться. Точно также и если он прервал последовательность поста по шариатскому оправданию. Например, если он постился в течение этих двух месяцев и они совпали с месяцем рамадан, или дни совпали с ‘Идом аль-Адха и днями ат-Ташрикъа и прочим, то подобное не прерывает поочередность» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\365).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды пришел некий мужчина к Пророку (ﷺ) и воскликнул: «О Посланник Аллаха, я погиб!» Пророк (ﷺ) спросил его: «Что тебя погубило?». Он ответил: «Я вступил в половую близость со своей супругой в дневное время Рамадана». Пророк (ﷺ) спросил его: «Имеешь ли ты раба, чтобы его отпустить на волю?» Он сказал: «Нет». Пророк (ﷺ) спросил: «А ты сможешь поститься два месяца подряд?» Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (ﷺ) снова его спросил: «А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?». Он сказал: «Нет». После чего Пророку (ﷺ) принесли корзину фиников, затем он сказал тому мужчине: «Раздай это в качестве милостыни (саадака)». Тот сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Ведь нет в пределах Медины семьи, которая более нуждается в этом, чем моя семья!». Тогда Пророк (ﷺ) стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: «Иди и накорми ими членов своей семьи»» (аль-Бухари 1936 и Муслим 2651).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одной из польз хадиса является обусловливание последовательности в соблюдении поста двух месяцев, исходя из слов Пророка (ﷺ): «А ты сможешь поститься два месяца подряд?». Поэтому если человек в течение этих двух месяцев разговелся один день, то он заново постится, даже если останется последний день поста, то он заново возвращает пост. Однако если он разговелся по шариатскому оправданию, как болезнь, путь и прочее, то прерывает ли это последовательность? Нет! Почему? Исходя из обобщенных слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). Ведь он придерживался богобоязненности, соблюдая двухмесячный пост подряд, однако возникло препятствие перед ним.
Что вы скажете о том человеке, который отправился в путь для того, чтобы разговеться, прерывается ли поочередность поста? (Ответ) да, поскольку это является прибеганием к хитрости, дабы снялось с него то, что вменил в обязанность Аллах для него»
(См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\84).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз хадиса является величие греха совокупления в дневное время рамадана, исходя из слов: «О Посланник Аллаха, я погиб!». И, исходя из того, что это обязывает суровое искупление, поскольку одним из наиболее суровых искуплений является искупление за половое сношение в дневное время рамадана, а также искупление за объявление своих жен запретными для себя (каффаратуль-зихар) и искупление за ошибочное убийство. И это указывает на то, что совокупление в дневное время рамадана является из величайших грехов» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\85).
Шейх Бассам (да хранит его Аллах) сказал: «Вступление в половую близость в дневное время рамадана является одним из великих непристойных и пагубных поступков, поскольку Пророк (ﷺ) подтвердил действие этого мужчины, что это является пагубным поступком» (См.: Шейх Бассам «Шарх Булугуль-Марам»2\229).
Свят Аллах, если совокупление со своей законной супругой в дневное время рамадана является из больших и тяжких грехов, то что можно сказать о том, когда мужчина в светлое время рамадана вступает в половую близость с женщиной, не являющейся его законной женой?!
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз хадиса является то, что искупление было названо садкой (милостыней), согласно словам Пророка (ﷺ): «Раздай это в качестве милостыни (саадака)». Так как саадака является тем, как сказал Пророк (ﷺ): «Оно тушит грех, как тушит вода воду». Также и искупление устраняет грех, от которого принесли искупление» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\86).

Отпадает ли искупление за половое сношение в дневное время рамадана от бедного?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом вопросе среди ученых существует разногласие. Некоторые сказали, что искупление не отпадает, поскольку это долг, а долг не отпадет из-за несостоятельности, напротив, на должнике лежит долг, пока Аллах его не обогатит. И на это указывает то, что Посланник (ﷺ) после того, как тот мужчина сказал, что он не сможет, сказал: «Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)». Если бы искупление отпало бы по причине отсутствия возможности, то Посланник (ﷺ) непременно сказал бы: «От тебя отпало искупление», и дал бы ему корзину фиников либо из-за того, чтобы покрыть его нужду, либо дал бы его другим людям (из числа бедных). И это в действительности прекрасное мнение, что искупление не отпадает по причине невозможности.
Однако правильное мнение состоит в том, что искупление отпадает по причине несостоятельности. И на это указывает:
Во-первых: обобщенные слова Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). И также слова Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара,286).
Во-вторых: Мы поразмышляли над всеми шариатскими источниками и нашли, что они не обязывают человека к тому, что он не в состоянии сделать. Закят не является обязательным для бедного, так же, как и хадж не является обязательным для неимущего мусульманина. Пост не является обязательным для того, кто не в состоянии держать его. Точно также и искупление не является обязательным для того, кто не в состоянии выполнить его.
В-третьих: Посланник (ﷺ), когда сказал: «Накорми ими членов своей семьи», не сказал: Если разбогатеешь, то приноси искупление. И это указывает на то, что искупление отпадает.
Что касается слов Посланника (ﷺ): «Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)», то на это можно ответить следующим образом: Если мужчина разбогатеет в настоящее время, то искупление для него является обязательным. Например, если он был бедным, когда вступил в половую связь в дневное время рамадана, и в этот день или же после этого дня скончался его богатый завещатель, после чего он разбогател, то тогда мы говорим, что для тебя является обязательным принести искупление, поскольку время является ближайшим. Поэтому можно сделать различие между человеком, который разбогател в ближайшее время и другим мужчиной, который не разбогател. Поистине, искупление на подобного мужчину не возлагается. И это является более близким к правильности, то есть, что искупление отпадает по причине несостоятельности, как указывают на это доводы»
(См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\87-88).

Действителен ли пост той мусульманки, которая после очищения от менструации заметила желтизну?


Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили о том, что одна мусульманка в рамадане очистилась от менструации (хайда) до восхода утренней зари, после чего начала поститься в этот день, затем, когда хотела совершить намаз зухр, заметила желтизну (на нижнем белье), является ли ее пост действительным в таком состоянии? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если она очистилась от хайда до восхода зари (фаджра), затем начала соблюдать пост, то в таком случае пост ее является действительным и не надо придавать никакого значения желтизне после очищения от менструации, исходя из слов Уммы ‘Атийй (да будет доволен ею Аллах): «После очищения от менструации мы не придавали никакого значения тусклым и желтым выделениям» (ль-Бухари 326 и Абу Дауд 307).
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\158).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также сказал: «Женщина воздерживается от намаза и поста в дни ее менструации (хайда). Если же она очистится от хайда, то для нее является обязательным совершение полного омовения (гъусля) и возмещение дней пропущенных постов, в которые она была в состоянии менструального цикла, не возмещая молитв. Если она увидит тусклые и желтые выделения после очищения, то все равно продолжает совершать намаз и поститься, и не навредят ей эти выделения. Однако она, после наступления установленного времени для намаза, совершает малое омовение для каждого намаза, исходя из слов Уммы ‘Атийй (да будет доволен ею Аллах): «После очищения от менструации мы не придавали никакого значения тусклым и желтым выделениям».
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\156).

Каково положение постящейся женщины, если она увидела незначительное количество крови во время поста?


Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили относительно того, что к постящейся женщине пришли три капли крови в обычное время, когда должен прийти хайд, после чего кровь остановилась. Следует ли ей прервать пост или она должна довести свой пост до конца, учитывая то, что это было незадолго до заката солнца? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если к женщине явилась кровь в обычное время для хайда, тогда как она была в состоянии поста, даже если эта кровь пришла в малом количестве, затем прервалась, то она прерывает свой пост, разговляется и возмещает пропущенные дни поста потом…
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\153).
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если к женщине пришла менструация до заката солнца, то ее пост не является действительным, и она возмещает этот пост позже. А если менструация явилась к ней после заката солнца, то пост ее является действительным, и нет на ней возмещения.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\155).


Нарушается ли пост с ощущением того, что приближается наступление менструального цикла?


Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, спросили о том, что к женщине пришла менструация сразу после заката солнца, является ли ее пост действительным? Шейх ответил: «Пост этой женщины является действительным. Даже если она чувствует наступление менструации перед закатом солнца, как ощущение боли и страдания, однако увидела выход крови лишь после заката солнца, то в таком случае пост ее является действительным. Ибо приход менструации до захода солнца нарушает пост, и не является нарушением поста - чувство наступления менструального цикла. Напротив, нарушение поста является именно выход крови.
А Аллаху ведомо лучше!»
(См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\259).
Умма Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Умм Сулейм, жена Абу Тальхи, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «О Посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит во сне то, что видят мужчины во сне из области совокупления и прочего?». Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости» (аль-Бухари 282 и Муслим 313).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал: «Ощущение приближения менструации, (по положению) подобно ли ее выходу?».
Итак, мы говорим, что этот хадис указывает на то, что если человек чувствует приближение семяизвержения (аль-мани) из-за сильного своего вожделения, которое впоследствии не вышло, то в таком случае не лежит на нем обязанность совершения большого омовения (гъусля). Теперь, разве это положение подобно приближению менструации (хайда)? То есть, если женщина ощущает наступление менструации, которая впоследствии не вышла, говорим ли мы, что приближение менструации подобно ее выходу?
Ответ: Если мы скажем, что поистине приближение семяизвержения подобно его выходу, то приближение менструации то же подобно ее выходу. А если мы скажем, что это не так, то получается, что приближение менструации не является подобно ее выходу. И вот здесь выявляется для нас еще одна польза в отношении постящейся женщины, которая чувствует приближение менструации незадолго перед закатом солнца, однако она вышла лишь после заката его. На основании того мнения, что приближение менструации подобно ее выходу, пост ее в таком случае является недействительным. А на основании изложенного и по наиболее правильному мнению, ее пост является действительным, поскольку менструация вышла лишь после заката солнца»
(См.: «Шарх Булугуль-Марам» 1\314).

_____________________________________

[5] Прим. переводчика: Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Фатима бинт Абу Хубейш пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «О Посланник Аллаха, течение крови продолжается у меня (истихада), от которого я не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет, поскольку это уже венозная кровь (т.е кровь, которая истекает по причине лопания вены в нижней части матки), а не менструация. Прекращай совершать намаз с наступлением твоего обычного периода месячных, а когда этот период закончится, то смой кровь», в другой версии было сказано: «соверши полное омовение (от месячных, смывая следы крови), а затем начинай совершать намаз» (аль-Бухари 228 и Муслим 333).
В версии аль-Бухари также говорится: «…и совершай малое омовение для каждого намаза».

[6]Прим. переводчика: ‘Идда – установленный срок, по окончанию которого разведенные женщины имеют право выходить замуж за другого. Женщин, у которых регулярно приходят менструации (хайда), установленный для развода срок равен трем менструациям, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (аль-Бакъара, 228).
Если у женщины прекратились месячные, то установленный для развода срок равен трем месяцам. Прекратиться менструальные кровотечения могут из-за пожилого возраста женщины или по иной причине.
Установленный срок для девушек, недостигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца, о чем сказал Всевышний: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талакъ,4).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют права выходить замуж после рождения новорожденного. Как сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (ат-Талакъ,4).
[7] Прим. переводчика: Динар – золотая монета весом 4,25 грамма. (См.: «Шарх Булугуль-Маром» Шейх Бассам).



RE: Oтветы на интересующие вопросы касательно очищения и менструаций во время поста - абу София - 06-04-2015

Каково положение женщины, которая очистилась от месячных перед наступлением утренней зари, постится ли она в этот день?


Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Она постится в этот день и совершает полное омовение, даже если (совершит полное омовение) после восхода утреней зари. Откладывание полного омовения до времени, когда уже появится утренняя заря (фаджр), не влияет на пост» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\327).
Шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросили о том, если женщина очистилась от менструации до утренней зари и совершила полное омовение, то каково положение этого вопроса? Шейх ответил: «Ее пост является действительным, если она была уверена в том, что она очистилась до утренней зари. Важно, чтобы женщина была уверенна в том, что она очистилась от месячных, поскольку некоторые женщины полагают, что они очистились, тогда как они не очистились. Поэтому раньше женщины приходили с хлопком ваты к Айше (да будет доволен ею Аллах) и показывали ей признаки очищения. Она же им говорила: «Не спешите, пока не увидите белое выделение» (См. «Ируа аль-Галиль» 198).
Поэтому женщина должна не торопиться, пока не убедится в том, что она очистилась. Если она очистится, то она должна намереваться на пост, даже если она совершит полное омовение после восхода утренней зари. Однако ей надлежит также оберегать намаз, спеша совершить полное омовение, дабы совершить утренний намаз в свое время. До нас дошло, что некоторые женщины очищаются до утренней зари или после, однако откладывают совершение полного омовения до времени, когда уже появится солнце, под предлогом, что они хотят совершить полное омовение безупречнее и более чисто. Это ошибка, так нельзя поступать как в месяце рамадан, так и в другие месяцы, поскольку для женщины является обязательным спешить совершить полное омовение, чтобы совершить намаз в свое время. Ей надлежит ограничиться обязательным совершением полного омовения (гъуслья), дабы совершить намаз (своевременно). А если пожелает после восхода солнца еще раз искупаться, чтобы безупречно очиститься, то нет в этом ничего плохого. Положение женщины, которая находится в состоянии месячных, подобно той женщине, пребывающей в состоянии осквернения (джанабы), которая искупалась лишь после восхода утренней зари. В этом случае нет ничего порицаемого, и пост ее является действительным. Так же, как и мужчина, если будет находиться в состоянии осквернения (джанабы) и искупается лишь после восхода утренней зари, тогда как он был в состоянии поста, то нет в этом ничего запретного для него. Ибо было утверждено от Пророка (ﷺ), что он встречал рассвет, будучи в состоянии осквернения после ночи, проведенной с женой, затем он купался после восхода утренней зари (и продолжал поститься)» (аль-Бухари 1925, Муслим 2645).
А Аллаху ведомо лучше!»
(См.: «Маждумъ Фатауа» 15\191).

Что является обязательным в совершении полного омовения (гъуслья)?


Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Обязательным в совершении полного омовения является то, чтобы человек облил все свое тело водой любым способом, независимо от того, начинает ли он с малого омовения, или с головы, или с бока или же с нижней части тела. Главное, чтобы вода пролилась на все его части тела.
Если спросит кто-нибудь: «А какой довод на то, что обязанностью совершения полного омовения (от осквернения) является то, чтобы вода пролилась на все тело человека?» - то мы скажем: Благословенный и Всевышний Аллах сказал: «Если вы находитесь в состоянии осквернения, то очиститесь» (аль-Маида,6). И Всевышний Аллах в этом аяте не упомянул с чего нужно начинать …
Если человек спросит: «Разве не поясняет действие Пророка (ﷺ) этот обобщенный аят?» – то мы ответим: Да, это будет основательным доводом, если бы не пришла сунна со своим пояснением, что то описание полного омовения от осквернения, которое упомянула Айша, не является обязательным действием. А этой сунной является хадис, который приводит аль-Бухари относительно мужчины, который стоял в стороне мусульман и не совершил вместе с ними молитву. После чего Пророк (ﷺ) спросил его об этом. Тот ответил: «Я осквернился, а воды нет». Пророк (ﷺ) сказал: «В таком случае тебе следует использовать чистую землю, и этого будет для тебя достаточно!». Затем, когда воду привезли, Пророк (ﷺ) дал сосуд с водой осквернившемуся и сказал ему: «Иди и облейся» (аль-Бухари351).
Пророк (ﷺ) не упомянул ему об образе полного омовения, о котором упоминается в хадисе Айшы. Если же это было бы обязательным, то непременно Пророк (ﷺ) разъяснил бы это, поскольку это место нуждается в разъяснении»
(См.: «Шарх Бугулуль-Марам» 1\334-335).

Достаточно ли совершение полного омовения (гъусля) от осквернения, не совершая малого омовения?


Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если же человек выльет воду на все свое тело, без того, чтобы совершить малое омовение, то этого будет ему достаточно для малого омовения, поскольку Всевышний Аллах в отношении того, кто находится в состоянии осквернения, лишь упомянул, чтобы он очистился, не упоминая малое омовение. Да, если он прикоснется к своему половому органу во время совершения полного омовения, тогда как мы придерживаемся того мнения, что прикосновение своего полового органа обязывает совершить малое омовение, то здесь мы говорим: «Во время полного омовения произошло то, что нарушает малое омовение, поэтому для него является обязательным совершить малое омовение». А что касается того мнения, что прикосновение к своему половому органу не нарушает омовение, кроме как если это будет с вожделением, то это не навредит ему, если он прикоснется к своему половому органу во время совершения полного омовения. Это мнение является более правильным» (См.: «Шарх Бугулуль-Марам» 1\335).
Однако упомянутое будет достаточным лишь тогда, когда полное омовение (гъусль) совершается от осквернения (джанабы), как гъусль после полового осквернения, поллюции и семяизвержения, а также когда полное омовение совершается от месячных (хайда) и послеродового кровотечения (нифаса).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается того, если гъусль совершается от джанабы, или хайда или нифаса и человек намеревается этим совершить малое и большое омовение, то малое омовение в таком случае входит в большое омовение, согласно словам Пророка (ﷺ): «Дела оцениваются по намерению»».
Что касается гъуслья для джуму’а, или гъусль для прохлады или прочего, то он не достаточен для малого омовения.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Что касается того, если это желательный гъусль, как гъусль для джуму’а или прохлады, то он не достаточен для малого омовения. Напротив, необходимо совершить малое омовение до гъусля или после, исходя из слов Пророка (ﷺ): «Аллах не примет молитву от кого-либо из вас, кто испортил свое омовение, пока он не совершит омовение»» (См.: « http://www.binbaz.org.sa/mat/2313 »).
Однако сунной является для того, кто осквернился, чтобы он совершил малое омовение, затем совершил гъусль, дабы последовать в этом за Пророком (ﷺ), как говорил шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) в той выше приведенной ссылке.

Дозволенно ли употребление таблетки, препятствующей началу месячных, дабы не возмещать пропущенные дни поста?


Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили относительно того, дозволено ли женщине употреблять лекарство в месяц рамадан, чтобы этим воспрепятствовать началу месячных? Высший совет ученых ответил: «Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!
А затем: Дозволенно женщине употреблять лекарство в месяц рамадан, дабы этим препятствовать началу месячных, если опытные и надежные люди из числа врачей и тех, кто по положению их, подтвердят, что это не навредит женщине и не повлияет на ее матку. А лучше для нее воздержаться от этого! Ибо Аллах дозволил ей не поститься в рамадане, когда она в состоянии месячных, узаконил для нее возмещение этих дней, в которые она не постилась по причине ее менструации, и Аллах стал доволен этим, как религией.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 5\400).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мое мнение по данному вопросу заключается в том, чтобы женщина не употребляла эти таблетки. И оставалась на том, что было ей предопределено Всемогущим и Великим Аллахом, который предписал это для дочерей Адама, мир ему. Поистине, месячный период Всевышний Аллах создал по Своей мудрости. И это мудрость полностью соответствует природе женщины. Если пойти вопреки этому, то, поистине, это, несомненно, повлияет на организм женщины. Пророк (ﷺ) сказал: «Недопустимо причинять вред без причины или причинять вред в ответ (или же: "недопустимо причинять вред ни себе, ни другим!" – это одно из толкований этого хадиса – прим. пер)» (Ахмад,1\313,ибн Маджа,2341).
И все это по причине не обращения внимания на то, какие же последствия дает употребление этих таблеток из области причинения вреда матке женщины, как говорят об этом врачи. Поэтому мое мнение в этом вопросе заключается в том, чтобы женщины не употребляли эти таблетки. Хвала Аллаха за Его предписание и мудрость! Если к женщинам явится менструация, то они воздерживаются от поста и намаза. А когда они очистятся, то они продолжают выстаивать намаз и поститься. Однако когда завершится месяц рамадан, то возмещают пропущенный пост столько дней, сколько они пропустили в месяце рамадан»
(См.: Шейх Ибн Усаймин " Фатауа ас-Сыям" стр.64).

Какое положение той, которая не знала о том, что нужно возместить те дни поста, в которые она была в состоянии месячных?


Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили о положении той старой женщины, которая достигла возраста шестидесяти лет, и не знала о положении менструации в течение нескольких лет в периоде своей менструации (хайда). И она не возмещала эти дни поста рамадана, полагая, что их не надо возмещать, основываясь на том, что она слышала подобное от уст простолюдинов. Высший совет ученых ответил следующим образом: «Ей надлежит принести Аллаху покаяние за это, поскольку она не спросила обладателей знания. А также вместе с этим на ней лежит возмещение поста, который она оставила. И возмещать следует приблизительно, основываясь на свою большую вероятность относительно количества пропущенных дней поста. А также она должна принести искупление за каждый пропущенный день тем, что кормит одного бедняка половиной саъ из пшеницы, или фиников, или риса и прочего из продуктов питания ее местности, если она способно на это [8]. Если же она не в состоянии на кормление, то от нее это (искупление) отпадет и достаточно ей возмещения пропущенных дней поста.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\151).
Шейха Ибн База, да смилуется над ним Аллах, спросила некая женщина: «Поистине, я не возмещала дни, в которые я не постилась в месяце рамадан по причине месячных, и вместе с этим я не могу вычислить эти дни, что же мне делать?».
Шейх ответил: «Тебе надлежит, о сестра, ради Аллаха, (постараться) вычислить и поститься приблизительно, основываясь на наиболее вероятное количество пропущенных дней поста. Ты должна просить Аллаха о помощи в этом, ведь «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара,286). Приложи усилие, изыщи (эти дни) и прими меры предосторожности для себя, дабы поститься согласно большей вероятности то количество дней, которое равно количеству оставленных дней поста. И тебе также надлежит принести Аллаху покаяние» (См.: «Фатауа аль-Марьати» стр.86).

Какие нормы обязана придерживаться мусульманка в благословенный месяц рамадан?


Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, ответил: «Нормы, которых обязаны придерживаться мусульманки в благословенный месяц рамадан, следующие:
1 – Они должны соблюдать пост самым совершенным образом, признавая, что он является одним из столпов Ислама. Если настанет то, что препятствует соблюдению поста, как менструация, или послеродовое кровотечение, или то, по причине чего соблюдение поста для них является тяжким из области заболевания, путешествия, беременности или кормления грудью, то они могут не соблюдать пост при наличии одного из этих оправданий, имея твердое намерение возместить пропущенные посты в другие дни.
2 – Должны постоянно читать Коран, произносить слова «СубханаЛлах», «Ля иляха илла Ллах», «аль-ХамдулиЛлах», «Аллаху Акбар». Соблюдать пять предписанных молитв своевременно и совершать добровольные молитвы в не запретное время [9].
3 – Должны оберегать язык от запретных слов, злословия (гъиба), сплетен (намимы), лживых речей и поношений. Опускать свои взоры от запретных взглядов в том, что показывают в порочных фильмах и бесстыдных картинках. И не смотреть на посторонних мужчин с вожделением.
4 - Должны пребывать в своих домах и не выходить из них, кроме как по нужде. Если выходят из своих домов, то нужно выходить покрыто и скромно. Не должны смешиваться с чужими мужчинами и говорить с мужчинами нежным и обольстительным голосом. Всевышний Аллах сказал: «Не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом» (аль-Ахзаб, 32).
Поистине, некоторые женщины или многие из них противоречат шариатской этике (адабу) во время месяца рамадана и других месяцев. Они выходят на рынок нарядными, умащенными благовониями и не покрытыми надлежащим образом. Они обнажают свои лица и локти, все это причина, ведущая к искушению, а грех этого в рамадане сильнее из-за святости этого месяца»
(См.: «аль-Мунтакъа» 5\137).
Также шейх Фаузан, да хранит его Аллах, был спрошен: «Какие из важнейших причин, помогающих женщине в повиновении Аллаху в месяце рамадан?».
Шейх ответил: «Причины, способствующие мусульманину и мусульманке повиновению в рамадане, следующие:
1 – Страх перед Аллахом и вера в то, что Аллах наблюдает за всеми делами, словами и намерениями человека, и что Аллах рассчитает его за это. Если же мусульманин будет ощущать это, то он займется повиновением Аллаху, оставлением дурных дел и поспешит с покаянием от грехов.
2 – Частое поминание Аллаха и чтение Корана, потому что это смягчает сердце. Всевышний Аллах сказал: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Раад,28). Также Всевышний сказал: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (аль-Анфаль,2).
3 – Избегание всего того, что ожесточает сердце и отдалят от Аллаха. А это все (виды) грехов, общение с плохими людьми, поедание запретного, проявление беспечности к поминанию Аллаха и смотрение порочных фильмов.
4 – Пребывание женщины в своем доме, не выходя из него, кроме как по нужде, вместе с этим возвращение домой сразу же, как она выполнит свои нужды.
5 – Должна ложиться спать после ночной молитвы сразу, поскольку это помогает проснуться рано в последнюю часть ночи и облегчает заснуть в дневное время, чтобы быть в состоянии совершить намазы своевременно и провести свое время в подчинении.
6 - Оберегание языка от злословия (гъиба), сплетен (намимы), лживых речей и запретных слов и быть занятым поминаем Аллаха»
(См.: «аль-Мунтакъа» 5\139).

И в заключении я воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Из Книги «О ПОСТЕ В МЕСЯЦ РАМАДАН» подготовленной Абу Сумаей Казахстани

_____________________________________
[8] Прим. переводчика: Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Правильное мнение состоит в том, что откладывание возмещения до наступления следующего рамадана не обязывает принести искупительное действие, так как на это нет довода, который указывал бы на это» (См.: «Маджмуъ Фатауа уа Расаил» 19\394).

[9] Прим. переводчика: ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха (ﷺ) запретил нам совершать добровольные намазы и хоронить покойников в течение трех периодов времени: во время восхода солнца, пока оно не поднимется над горизонтом на высоту копья; когда солнце находится в зените до тех пор, пока оно не пройдет свою высшую точку; во время заката солнца, пока оно не сядет» (Муслим).