Основа в вопросе поклонения – запретность, а в вопросе мирского – дозволенность - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Разное (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=75) +--- Thread: Основа в вопросе поклонения – запретность, а в вопросе мирского – дозволенность (/showthread.php?tid=4236) |
Основа в вопросе поклонения – запретность, а в вопросе мирского – дозволенность - абу София - 11-04-2016 С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Основа в вопросе поклонения – запретность, а в вопросе мирского – дозволенность
Многие мусульмане были испытаны тем, что всякий раз, когда они покупают какие-либо продукты питания или напитки, то они подолгу пребывают в магазинах, рассматривая состав еды или напитка, дабы узнать о дозволенности той или иной пищи или того или иного напитка.
Все это с их стороны является излишеством, от которого Пророк (ﷺ) предостерег, сказав: «Остерегайтесь излишества, ибо излишество погубило тех, которые были до вас» (Ибн Маджа, 3029). Также Пророк (ﷺ) сказал: «Погибли излишествующие», - повторив это трижды! (Муслим, 2670) Чтобы избежать подобного излишества, мусульманину следует знать шариатское правило, по причине которого он сможет решить свои проблемы касательно покупки еды, напитков и прочих повседневных дел. Шейх ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) относительно хадиса: «Деяние того, кто совершил какое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто, - сказал: «Содержание хадиса говорит о том, что если не будет на какое-либо дело приказа Аллаха и Его Посланника (ﷺ), то это дело будет отвергнуто. И без сомнения, это касается вопросов поклонения, поскольку основа в поклонениях – запретность, пока не явится довод, указывающий на узаконенность этих действий поклонения. Поэтому если человек будет поклоняться Аллаху посредством какой-то вещи и начнут его порицать за это, после чего этот человек скажет им: «А каков довод на запретность подобного действия?», то порицающие должны сказать: «Доводом является то, что основа в поклонениях - запретность, пока не явится довод о законности их». А что касается вопросов, которые не касаются поклонения, то основа в них – дозволенность, будь это какие-либо вещи и предметы, или какие-либо занятия и взаимоотношения. Поистине основа в них – дозволенность. Приведу пример относительно каких либо конкретных вещей: Человек охотится за птицей, дабы съесть ее. Затем ему высказали порицание. После он говорит им: «А какой довод на запретность этого акта?». Этот вопрос задает тот, кому сделали порицание, поскольку основа (в мирских вопросах) – дозволенность. О чем сказал Всевышний Аллах: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле» (Аль-Бакара,29). Также приведу пример касательно каких-либо деяний: Некий мужчина занимается какими-либо делами в своем доме, или ездит на какой-либо машине, или носит какую-либо одежду или занимается любыми другими делами, которые касаются мирских вопросов. Затем его начали порицать. Он же в ответ им говорит: «А какой довод на запретность этого поступка?». И такой вопрос предоставляет тот, кому сделали порицание за его дела, поскольку основа (в мирских вопросах) – дозволенность [1]. Итак, эти два полезных правил разделим на три части: Первая часть: Если мы узнали, что шариат узаконил какое-либо поклонение, то оно является узаконенным. Вторая часть: Если мы узнали, что шариат запретил какое-либо поклонение, то оно является запретным. Третья часть: Если мы не знаем из шариата о каком-либо поклонении, то оно является запретным. Точно также и разделим вопросы, которые связаны с делами и вещами (в мирских вопросах): Первая: То, чего шариат дозволил нам, является дозволенным (как дикий осел, курица, несмотря на наличие у нее когтей и т.д.). Вторая: То, чего шариат запретил нам (как употребление в пищу любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, обладающую когтями, обезьяна, домашний осел, мул и т.д.) - является запретным. Третья: То, чего не узнали из шариата, является дозволенным. Ибо основа в вопросах, не касающихся поклонения, – дозволенность» (См.: « Шарх аль-Арба’ин ан-Науауи» стр.83-84). А Аллаху ведомо лучше! Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________ [1] Таким образом, если кто-нибудь будет утверждать о запретности какой-либо вещи, которая касается мирского вопроса, то он должен предоставить довод на это, в противном случае эта вещь остается на своей основе, а это дозволенность (халяль) – прим. переводчика.
|