Об искусственном оплодотворении - Printable Version +- Тавҳид форуми (https://tavhid.com/forum) +-- Forum: Русский раздел (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=68) +--- Forum: Брак и Развод (Никях и Таляк) (https://tavhid.com/forum/forumdisplay.php?fid=73) +--- Thread: Об искусственном оплодотворении (/showthread.php?tid=4551) |
Об искусственном оплодотворении - абу София - 02-02-2018 Об искусственном оплодотворении Спросили имама Ибн База, да смилуется над ним Аллах: «Мы много раз слышали и читали в газетах и журналах об искусственном оплодотворении при помощи инъекции. (Т. е.) женщину в какой-либо больнице оплодотворяют с помощью специальной иглы для того, чтобы она могла забеременеть, так как ее муж не в состоянии зачать ребенка. Следует упомянуть, что врач берет семенную жидкость другого мужчины, чтобы ввести ее (непосредственно) в матку жены. Дозволен ли такой способ оплодотворения в Исламе и разрешается ли сотрудничество в этом?».
Шейх ответил: «В этом вопросе есть подробное изложение: в прошедшей научной конференции члены академии (шариатских наук) в Мекке изучили данный вопрос и в своих заключениях они разъяснили запретные и дозволенные виды. Вопрос, который задали, имеет два положения, в первом из которых академия дозволяет (такое оплодотворение), а во втором запрещает, причем все мусульманские ученые единогласно запрещают это. Что касается того положения, которое дозволила академия, то это тот случай, когда женщина не может забеременеть по причине болезни в области яичника или маточной трубы, по которой сперма перемещается в матку, или же мужчина не в состоянии зачать ребенка из-за болезни, т.е. мужчина и его супруга не могут зачать ребенка не из-за того, что они являются бесплодными, а из-за определенных причин, о которых знают врачи, и при этом врач-специалист (в этой сфере) считает, что путем взятия семенной жидкости мужа этой женщины и затем при помощи впрыскивания семени в матку его жены может принести пользу, с соизволения Аллаха. Это должно происходить в следующем конкретном описании: чтобы присутствовали только врач-специалист или врач женского пола, которая специализируется в этой области. Обязательным является то, чтобы эту процедуру проводила врач-женщина, если есть такая возможность. Муж передает свое семя врачу-женщине, которая принимает на себя ответственность для проведения этой операции, а она в свою очередь впрыскивает сперму мужа в матку его жены… Если нет возможности, чтобы врачом была женщина, которая хорошо знает, как проводить подобные операции, то при крайней необходимости дозволяется, чтобы врачом был мужчина, который с помощью специальной иглы вводит семя мужа в матку его жены. Этот один из видов операций, который дозволили члены академии. Они упомянули о том, что подобный вид операции имел успех, но вместе с этим есть опасность, относительно которой следует принимать меры предосторожности. Эта мера предосторожности заключается в том, чтобы во время операции присутствовали лишь муж, жена и врач-специалист или же врач женского пола, которая специализируется в этой сфере. Не дозволено, чтобы присутствовал кто-либо иной при операции, поскольку женщине не дозволено оголять то, что между пупком и коленями, даже перед своими близкими родственниками (махрамами), кроме мужа или врача-мужчины, которому при крайней необходимости дозволяется контактировать с чужой женщиной (при лечении или операции, если нет врача-женщины, которая специализируется в этой области. – Прим. пер.). В подобном случае если врач или женщина-врач посчитает, что подобная процедура операции может принести пользу и причина не в бесплодии, которое препятствует беременности, а в болезни в области яичника жены или ее маточной трубы, или в слабости спермы мужа или же в прочих причинах, то в этом случае при помощи специальной иглы впрыскивают семя мужа в матку его жены. Такая процедура операции дозволена, но лучше не прибегать к подобной операции, даже если мы считаем ее дозволенным, дабы это не повлекло за собой плохой результат». Спрашивающий: «(Т.е.) эта операция должна проводиться при соучастии обоих супругов». Шейх: «Да, при соучастии обоих супругов, чтобы это не привело жену к противоречию, в результате которого она будет (ложно) заявлять, что сперма принадлежит ее мужу. Учитывая подобные опасности, ученые считают, что лучше не совершать подобную операцию, за исключением того, что будет принята полная мера предосторожности. Что касается взятия семенной жидкости другого мужчины и введения ее в матку жены, то это является запретным действием (харамом) по единогласному мнению всех ученых-богословов. Это считается видом прелюбодеяния (зина). Когда берут семя чужого мужчины и впрыскивают ее в матку жены, которая возможно в результате семени другого мужчины забеременеет, то это является порицаемым и недозволенным. Для правителя мусульман является обязательным принять в отношении их обоих выговор и наказание, если это будет подтверждено, дабы подобное не случалось впредь. Есть другой вид операции, который заключается в том, что берут семя мужа и яйцеклетку жены и кладут их в пробирку, чтобы они таким образом смешались в определенную субстанцию, о которой знают врачи, и после того, как они смешались, переносят в полость матки жены. Этот вид операции опаснее первого вида, так как семя мужа и яйцеклетку его супруги кладут в пробирку и перемешивают определенным смешиванием, о котором знают врачи, и возможно по причине хитрости (врачей) или же (их) халатности может случиться взятие яйцеклетки другой женщины, или же семени другого мужчины. Впрочем, этот вид операции большинство членов академии дозволило, некоторые же члены не дозволяют, а другие приостанавливаются в этом вопросе, и я из тех, кто приостанавливается (т.е. не говорит о дозволенности и запретности), так как такой вид операции является опасным. Таким образом, если семенную жидкость мужа при помощи инъекции впрыскивают в матку его жены, то это дозволено, а что касается взятия семени другого мужчины или яйцеклетки другой женщины, то это является запретным (харамом), причем все мусульманские ученые единогласны в этом и нет в этом вопросе разногласия среди них. Однако разногласия появляется тогда, когда берется семя мужа и с помощью специальной иглы вводят ее в матку его жены, или берут семенную жидкость мужа и яйцеклетку его супруги и кладут их в пробирку, в которой они находятся определенное время, после чего имплантируют в полость матки жены. В этом и заключается разногласие среди ученых» ( https://www.binbaz.org.sa/noor/10880 ). Спросили шейха Сулеймана ар-Рухейли, да хранит его Аллах: «Какое положение детей из пробирки (т.е. искусственного оплодотворения)?». Шейх Сулейман ар-Рухейли, да хранит его Аллах, ответил: «Подобную операцию дозволено приводить в исполнение при наличии следующих условий: Первое условие: невозможность забеременеть естественным путем так, чтобы врачи-специалисты подтвердили это при помощи анализов или УЗИ, что женщина не сможет забеременеть естественным способом по причине проблемы в яйцеклетке, или сперматозоиде и др. Второе условие: чтобы семенная жидкость принадлежала мужу, а яйцеклетка - жене, (т.е) чтобы яйцеклетка принадлежала законной жене и оплодотворяли ее с помощью сперматозоида ее законного мужа. Не дозволено брать сперматозоид другого мужчины и оплодотворять им яйцеклетку своей жены. Такой способ оплодотворения является запретным (харамом) и считается из великих грехов, так как этим путем происходит смешивание родословной, что является из больших грехов. Точно также и не дозволено брать яйцеклетку другой женщины. Однако ученые разошлись во мнениях относительно того, можно ли брать яйцеклетку другой законной жены, затем оплодотворить ее и после чего перенести ее в полость матки первой законной жены. Приведем пример сказанному: Мужчина имеет двух жен, одна из которых бесплодна, не может производить потомство, другая же может иметь детей, и выяснилось, что первая жена не имеет яйцеклетки, дозволено ли взять яйцеклетку второй жены, которая может забеременеть естественным путем, затем оплодотворить ее при помощи спермы ее законного мужа, после чего перенести ее в полость матки первой бесплодной жены? В этом вопросе существует разногласие среди современных ученых, так как этот вопрос является современным (который ранее не поднимался). Среди ученых есть те, кто запрещает такое оплодотворение и есть и те, кто дозволяет. Мнение тех ученых, которые считают дозволенным этот способ оплодотворения, является сильным, если есть нужда в этом. Другое мнение ученых, запрещающих этот путь оплодотворения, слабое, поскольку в этом нет смешения родословной. Однако они разногласят в том, кто является настоящей матерью в этом вопросе, та, которая забеременела, или та, которой принадлежит яйцеклетка? Поэтому, несмотря на то, что я изучил этот вопрос подробно и считаю, что мнение ученых, дозволяющих такой способ оплодотворения, является сильным, я в этом вопросе приостанавливаюсь и не перестаю изучать этот вопрос со стороны медицины и прочего относительно родства этой и той жены. Посему я в этом вопросе приостановился (т.е. не говорю о дозволенности и запретности в этом вопросе). Я не перестаю изучать этот вопрос, пока не буду уверенным в этом, даже если мнение о дозволенности этого является сильным со стороны изучения фикха, а мнение о запретности является слабым. Однако проблема у меня заключается в вопросе разногласия ученых в том, кто же является настоящей матерью и, следовательно, кто являются родственниками со сторон обеих жен. Итак, второе условие исходя из основы, чтобы яйцеклетка принадлежала жене, а сперматозоид принадлежал мужу. Третье условие: чтобы этот процесс операции выполнял врач-специалист, являющийся надежным и заслуживающим доверия. Потому что если он не будет надежным и достойным доверия, то он возможно будет стремиться провести операцию любым способом даже при помощи сперматозоида другого мужчины, чтобы люди сказали, что операции такого-то врача успешны относительно детей из пробирки (т.е. искусственного оплодотворения). Поэтому операцию должен проводить врач-специалист, который является надежным и заслуживающим доверия. Итак, у нас есть три условия (для того, чтобы стало дозволенным искусственное оплодотворение). Первое условие: чтобы не было возможности забеременеть естественным путем. В этом вопросе не стоит спешить. Когда некоторые люди не могут воспроизводить детей на протяжении трех, четырех или пяти лет, и они не имеют никаких болезней, результат их анализов и УЗИ хорошие, то они спешат. Не дозволено спешить в этом вопросе, пусть терпят и ждут. Мы видели тех, у которых родились дети после семи лет женитьбы, более того у некоторых появились дети на свет после пятнадцати лет со дня бракосочетания…Не надо торопиться в этом вопросе, пока не будет подтверждено то, что нет возможности забеременеть естественным способом. Второе условие: чтобы сперматозоид принадлежал мужу, а яйцеклетка принадлежала жене. Третье условие: чтобы эту операцию проводил надежный и доверенный врач-специалист (из числа женщин)» ( https://www.youtube.com/watch?v=aizSM35DWAk ). Перевод: Абу Сумая Казахстани.
_____________________________
Примечание переводчика: Хотел бы обратиться к тем мусульманским семьям, которые довольно долго не могут произвести детей, чтобы они проявили прекрасное терпение и достойно прошли эти периоды испытаний, и были довольны тем, что Всевышний Аллах по Своему знанию и Своей мудрости пожелал для них, ведь Всевышний Господь ничего не желает просто так, а воля Его соответствует Его мудрости, ибо одним из имен Аллаха является аль-Хаким (Премудрый). Всегда помните, что Аллах не желает вам зла, чтобы Он ни пожелал для вас, в этом содержится для вас благо, которое проявится вам со временем, если не в этой жизни, то в иной, с соизволения Аллаха! Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что (в действительности) является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает (что для вас будет благом), а вы не знаете» (сура «аль-Бакара» аят 216). Поэтому ни в коем случае не проявляйте слабость в эти периоды испытаний и не отчаивайтесь, а будьте стойкими в надежде на награду Аллаха. Не ищите решение ваших проблем запретным путем, как некоторые ищут решение своих проблем у колдунов, предсказателей и прорицателей, обращаясь к ним, тогда как Всевышний Аллах и Его Посланник (ﷺ) строжайшим образом запретили это. Поистине, Всевышний повелел нам только то, в чем для нас благо, и запретил лишь то, в чем есть вред, ведь только Аллах знает о том, что нам вредит и что является пользой, потому что Он создал нас, посему невозможно, чтобы люди получали пользу от этих предсказателей и колдунов. Помните, что Всевышний испытал бесплодием самых лучших людей - некоторых пророков. Всевышний Аллах сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, а кого пожелает – мужского. Или же Он сочетает потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает бесплодным. Воистину, Он – Знающий, Всемогущий» (сура «аш-Шура» аяты 49-50). Исхак ибн Бишр говорил: «Этот аят был ниспослан в отношении пророков, затем он распространяется на всех людей: 1. Пророк Лут (мир ему) был отцом дочерей и не имел сыновей. 2. Пророк Ибрахим (мир ему) был отцом сыновей и не имел дочерей. 3. Пророк Мухаммад (мир ему и благословения Аллаха) был отцом (детей) из обоих полов: как мужского, так и женского. 4. Пророк Яхйа ибн Закарийа был бесплодным». Одна из самых лучших женщин на земле и любимая жена пророка Мухаммада (ﷺ) – Айша не имела детей. ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды я спросил Пророка (ﷺ): «О, Посланник Аллаха! Кого среди людей ты любишь больше всего?» На что он ответил: «Айшу». Я спросил: «А среди мужчин? Он ответил: «Ее отца» Я снова спросил: «А кого потом» Он ответил: «’Умара ибн аль-Хаттаба» (аль-Бухари 3662). Поэтому не следует отчаиваться и терять надежду, а нужно проявлять терпение и принимать соответствующие причины для произведения потомства. Из этих причин следующее: 1. Просить у Аллаха прощение. Всевышний Аллах поведал о том, что Его пророк Нух (мир ему) говорил своему народу, сказав: «Просите у вашего Господа прощения (и принесите Ему ваше покаяние от вашего неверия), ведь Он – Всепрощающий (тех, кто кается Ему и обращается к Нему. Если вы принесете покаяние Аллаху и будете просить у Него прощения, то) Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, дарует вам имущество и детей, взрастит для вас сады (плодами которых будете радоваться и красотой которых будете любоваться) и создаст для вас реки (из которых будете поливать ваши посевы и поить ваш скот)» (сура «Нух» аяты 10-12). Передают о том, что однажды некий человек пожаловался аль-Хасану (аль-Басри) на неплодородную землю, тогда он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха!». Затем уже другой человек пожаловался ему на бедность, и тогда он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха!». Потом пришел к нему третий человек и сказал ему: «Попроси у Аллаха, чтобы Он даровал мне ребенка!», тогда он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха!». После чего ему пожаловался четвертый человек на засуху своего сада, тогда он сказал ему: «Проси прощения у Аллаха!». Затем люди спросили относительно его этого совета тем людям, которые жаловались ему, он ответил им: «Я ничего от себя не сказал, ведь Всевышний Аллах сказал в суре «Нух»: «Просите у вашего Господа прощения (и принесите Ему ваше покаяние от вашего неверия), ведь Он – Всепрощающий (тех, кто кается Ему и обращается к Нему. Если вы принесете покаяние Аллаху и будете просить у Него прощения, то) Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, дарует вам имущество и детей, взрастит для вас сады (плодами которых будете радоваться и красотой которых будете любоваться) и создаст для вас реки, (из которых будете поливать ваши посевы и поить ваш скот)» (сура «Нух» аяты 10-12)» (см.: «Тафсир аль-Куртуби» 9/503). 2. Обращаться к Аллаху с мольбой, чтобы Он даровал детей. ‘Умар ибн аль- Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, меня не заботит ответ на мольбу, а заботит сама мольба (ду’а). Ибо если было тебе внушено сделать мольбу, то это означает, что ответ уже вместе с ней» (см.: «Икътидаус-сыратиль-мустаким» стр. 303). Имам Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Мольба (ад-Ду‘а) является сильнейшей причиной». Также он сказал: «Нет из причин более полезной, чем ад-ду‘а, и нет более эффективного в достижении желаемого, чем мольба (ад-ду‘а)» (см.: «ад-Да у уад-Дауа» стр.27). Таким образом, мольба является причиной достижения того, чего желают. Шейх Мухаммад Са’ид Раслян, да хранит его Аллах, на одном из своих уроков, говорил, что если Аллах наделит тебя мольбой, то ожидай ответа, ибо Всевышний Аллах сказал: «Ваш Господь "Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам» (сура «Гафир», 60 аят). 3. Обращаться к врачам-специалистам для лечения. Передают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он ниспосылает вместе с ней и средство ее исцеления» (аль-Бухари 5778). В «Муснаде» имама Ахмада передан хадис со слов Усамы ибн Шарика, да будет доволен им Аллах, что Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он ниспосылает вместе с ней и средство для ее исцеления, узнал о нем тот, кто узнал, остался в неведении о нем тот, кто не узнал» (Ахмад 4\278). |