О закяте аль-Фитр
[Обратимся к Пречистой Сунне]
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и не делайте тщетными ваши деяния»
[Тот, кто полагает, что он является более знающим в вопросе пользы для нуждающихся мусульман, чем Посланник Аллаха (ﷺ), тот показал свою чрезвычайно плохую воспитанность по отношению к Посланнику Аллаха (ﷺ)]
Подготовил:
Абу Сумая Казахстани
Содержание
Предисловие
Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
Не дозволено мусульманину выплачивать закят тем, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей
Мусульманин не обязан выплачивать закят за свою непослушную жену
Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то c него cпадает обязанность выплата аль-Фитра
Кому следует выплачивать закят аль-Фитр?
Дозволено выплачивать одному бедняку несколько закятов аль-Фитра или же распреде-лить один аль-Фитр среди нескольких бедняков
Выплачивает мусульманин закят аль-Фитр за себя и за тех, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей
Является желательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр даже за плод, находящийся в чреве матери
Мусульманину дозволено выплачивать закят своим родственникам мусульманам
Каково правовое постановление выплаты закята аль-Фитр деньгами?
Напоминание
В какое время следует выплачивать закят аль-Фитр?
Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы
Если мусульманин задержался с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы по оправданию, то он выплачивает аль-Фитр, когда устранится его оправдание
Какой размер должен выплатить мусульманин для закята аль-Фитр?
Как точно определить са’ Пророка (ﷺ)?
Заметка
Заключение
Использованная литература
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Предисловие
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухам-мада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути са-мым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!
А затем:
Для всех, кто хочет хорошо совершить свое поклонение Своему Господу, предоставляем это послание, которое относится к разделу «И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (Аль- Маида,2). В этом послании содержится краткий ответ на пять вопросов, касающихся закята аль-Фитра.
Для кого является обязательным закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр является обязательным для каждого из числа мусульман, будь он раб или свободный, будь он мужчина или женщина, будь это ребенок (или новорожден-ный) или старый мужчина (или старая женщина).
Доказательством этому является хадис ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), который рассказывал:
«Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность закят аль-Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман, чтобы они выплачивали его в размере одного са’ фиников или ячменя. И повелел выплачивать его до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (аль-Бухари и Муслим).
Не дозволено мусульманину выплачивать закят тем, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал:
«Не дозволено для тебя выплачивать за-кят своей жене, поскольку ты обязан расходовать на нее, обеспечивать ее одеждой и жильем» (cм.: «Фатауа аль-Ладжнату ад-Даийма» 10\63).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Нельзя мусульманину выплачивать закаты своим родителям и своим детям. А он обязан расходовать на них из своего имущества, если они нуждаются в этом, тогда как он способен расходовать на них. А помощь только от Аллаха» (См.: «Фатауа исламия лиль-муснад» 2\89).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) также сказал:
«Что касается родителей и прямых родительниц по восходящей линии, и сыновей, дочерей и остальных прямых потомков по нисходящей линии, то мусульманин не выплачивает им закят, даже если они будут бедными. Напротив, он обязан расходовать на них из своего имущества, если у него есть возможность, и нет тех, кто их обеспечивает» (cм.: «Фатауа исламия лиль-муснад» 2\90).
Мусульманин не обязан выплачивать закят за свою непослушную жену
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал:
«…если между мужем и его женой возникнет сильный конфликт, согласно чему выносят решение о ее непослушании и лишении ее обеспечения, то не является обязательным ее мужу выплачивать за нее закят аль-Фитр. По-скольку выплата закята аль-Фитр зависит от (обязанности) расходования мужем на свою жену и отпадает по причине снятия (обязанности) этого обеспечения (жены)» (cм.: «Фатауа аль-Ладжнату адь-Даийма» 9\367).
Это потому, что не является обязательным расходовать на непослушную жену!
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Не является обязательным выплачивать закят за строптивую жену, поскольку мусульманин не обязан на нее расходовать. На основании этого, мусульманин обязан выплатить закят аль-Фитр за тех, кого обязан содер-жать и на кого обязан расходовать.
Непослушная жена – это та, которая высокомерно относится к своему мужу и ослушается его в том, в чем она обязана ему повиноваться. Или же непослушной женой является та, которая подчиняется своему мужу, однако делает это с отвращением и недовольством. Если муж прика-зывает ей что-либо (из дозволенного), то она отказывается и задерживается выполнять его, и тому подобное. Это потому, что для нее является обязательным исправно выполнять свои обя-занности (и права) перед своим мужем, с радостью и довольством, так же, как и для мужа явля-ется обязательным выполнять свои обязанности (и права) перед своей женой» (cм.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2\592).
Если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то c него cпадает обязанность выплата аль-Фитра
Но если у мусульманина нет возможности выплатить закят аль-Фитр, то c него cпадает обязанность выплата аль-Фитра, в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). Также согласно словам Всевышне-го:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара,286). Также исходя из слов Всевышнего Аллаха:
«Не сделал для вас никакого затруднения в религии» (аль-Хадж,87).
Также это согласно словам Пророка (ﷺ):
«Если я повелеваю вам что-либо, то совер-шайте это по мере своих возможностей». Также в соответствии со словами его, которые он сказал ’Имрану ибн Хусайну (да будет доволен им Аллах):
«Совершай молитву стоя, но если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то лежа на боку». Передал этот хадис имам аль-Бухари. Имам ан-Насаи, с достоверной цепочкой передачи, добавил к этому:
«А если не смо-жешь, то совершай молитву лежа во всю длину».
Кому следует выплачивать закят аль-Фитр?
Закят аль-Фитр следует выплачивать бедным (нуждающимся) и нищим из числа му-сульман), исходя из хадиса Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), который рассказывал:
«Посланник Аллаха (ﷺ) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, и как пропитание для бед-ных. Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная мило-стыня (садака) из милостынь» (Абу Дауд и Ибн Маджа).
В категорию бедных входят и нищие мусульмане тоже, поскольку если нищего (аль-факъыра) и бедного, нуждающегося (аль-мискина) упоминают в одном контексте, то под нищим подразумевается тот, у которого абсолютно нет ничего. А под бедным (нуждающимся) имеют в виду того, у которого есть что-то, но этого ему не хватает. В подтверждении этому являются слова Всевышнего:
«Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море» (аль-Кахф,79). Всевышний Аллах назвал их бедными, несмотря на то, что у них был корабль, посредством которого они трудились. Если же кого-то из этих категорий будут упоминать отдельно в контексте, то в таком случае бедный (нуждающийся, аль-мискин) и нищий (аль-факъир) будут нести в себе одно значение, как в вышеприведенном хадисе.
Закят аль-Фитр следует выплачивать лишь нищим и бедным (нуждающимся), и боль-ше никому. И не дозволено распределять его среди восьми категорий, упомянутых в ко-раническом аяте:
«Пожертвования (закяты) предназначены для бедных и нуждающихся; для тех, кто занимается сбором (закята) и распределением (его); и для тех, чьи сердца хотят обратить (в Ислам); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников» (ат-Тауба, 60).
Шейх аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тамаме аль-Минна», опровергая Сейида Сабикъа, сказавшего: «Закят аль-Фитр распределяют среди восьми категорий, упомянутых в кораническом аяте», сказал:
«Нет указаний в Сунне, которая указывает на правомочность этого распределения. Напротив, слова Пророка (ﷺ), которые были переданы Ибн ‘Аббасом: «…(закят аль-Фитр это) как пропитание для бедных», указывают на то, что следует выплачивать закят аль-Фитр лишь нуждающимся (мусульманам). А что касается коранического аята, то под ним подразумевается имущественный закят, а не закят аль-Фитр, так как Всевышний Аллах до этого аята сказал: «Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни. Если им достается что-либо из милостыни, то они остаются довольны». Это мнение предпочел шейхуль-Ислам Ибн Таймия в своей полезной фетве ( 2\81-84). Это же мнение выбрал имам аш-Шаукани в «ас-Сайлюль-джарар» 2/86-87. И поэтому имам Ибн аль-Къайим в «Задуль-ма’ад» сказал: «Из руководства Пророка (ﷺ) является то, что он выделил нуждающихся (мусульман) для закята аль-Фитра»».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Сунной является распределить закят аль-Фитр среди бедных (мусульман) своей местности, чтобы избавить бедняков своего города (от просьб в день праздника) и покрыть их нужды, а также Сунной является не отправлять аль-Фитр в другой город» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 14\213»).
Дозволено выплачивать одному бедняку несколько закятов аль-Фитра или же распреде-лить один аль-Фитр среди нескольких бедняков
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если у человека имеются не-сколько закятов аль-Фитр за десять мусульман, то дозволено ему дать их одному бедняку (мусульманину).
(Также и наоборот), если у человека имеется один закят аль-Фитр за одного человека, то дозволено ему распределить его среди десяти бедняков. Однако если он выплатит меньше, чем один са’, то следует предупредить бедняка, которому отдал меньше одного са’, что он получил мень-ше, чем один са’ъ. Так как есть опасность того, что он может выплатить полученное в качестве закята аль-Фитр за себя, тогда как оно меньше одного са’» (cм.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2\603).
Выплачивает мусульманин закят аль-Фитр за себя и за тех, кого обязан содержать из числа жен, детей и родителей
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Является обязательным для му-сульманина выплатить закят аль-Фитр за себя и за своих домочадцев из числа детей, жен и ра-бов…
А что касается слуги, которого наняли, то он выплачивает закят аль-Фитр за себя, кроме как если наниматель его добровольно не отдаст за него закят аль-Фитр (проявив этим самым к нему почтение)» (См.: «Маджмуъ фатауа» 14\197).
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал:
«Является обязательным для мусуль-манина выплатить закят аль-Фитр за себя и за всех, на кого он обязан расходовать. В их число входит и его жена, по причине того, что он обязан на нее расходовать» (cм.: «Фатауа аль-Ладжнату адь-Даийма» 9\367).
Является желательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр даже за плод, находящийся в чреве матери
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал:
«Является желательным для мусуль-манина выплатить закят аль-Фитр даже за зародыш, находящийся в чреве матери, исходя из действий ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). Но это не является обязательным из-за отсут-ствия довода на это» (cм.: «Фатауа аль-Ладжнату ад-Даийма» 9\366).
Мусульманину дозволено выплачивать закят своим родственникам мусульманам
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Нет ничего плохого, чтобы мужчи-на или женщина выплачивали закят своему бедному брату и дяде, своей нуждающейся сестре и тете и всем своим бедным родственникам (из числа мусульман), исходя из обобщенных доказа-тельств. Более того, выплата закята им рассматривается как милостыня (садака) и поддержи-вание родственных уз, согласно словам Пророка (ﷺ): «Милостыня (садака), которая была дана нуждающимся (мусульманам), рассматривается как садака, а милостыня, данная родственникам (мусульманам), рассматривается как садака и поддерживание родственных связей»» (cм.: «Фатауа исламия лиль-муснад» 2\90).
Каково правовое постановление выплаты закята аль-Фитр деньгами?
Не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами.
Доказательство этому является хадис от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), сказавшего:
«Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са’ фиников или ячменя» (аль-Бухари и Муслим).
Известно, что закят аль-Фитр в виде одного са’ не бывает деньгами, однако са’ может быть лишь из еды и прочего из того, что взвешивают посредством объема са’.
Другой аргумент этому служит хадис Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего:
«Посланник Аллаха (ﷺ) сделал обязательным закят аль-Фитр как очищение для постящегося от пустословия и сквернословия, и как пропитание для бедных».
Пророк (ﷺ) сказал:
«и как пропитание для бедных». Он не сказал: «и как имущест-во для бедных».
Ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мухалля» сказал:
«Выплата закята аль-Фитра деньгами не засчитывается вовсе».
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Большинство факъихов не доз-воляли выплачивать закят аль-Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа».
Имам Малик, имам аш-Шафи’ и имам Ахмад (да смилуется над ними Аллах) считали, что не дозволено давать закят аль-Фитр деньгами. И то, чего они придерживались в этом вопросе, является правильным, бесспорно. Это потому, что хадисы указывают на то, что следует давать аль-Фитр едой.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр деньгами, по мнению большинства ученых. А обязательным является выплачивать его едой, как делали это Пророк (ﷺ) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 14\213»).
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Мнение имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) заключается в том, что закят аль-Фитр выплачивается продуктами питания, а не деньгами. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Ахмада и имама аш-Шафи’, так как сунна указывает именно на это. Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет до-волен им и его отцом Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) вменил в обязанность выпла-чивать закят аль-Фитр в размере одного са’ фиников или ячменя». Абу Са‘ ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачи-вали закят аль-Фитр в размере одного са’ из еды, а питались мы в то время финиками, ячменем, изюмом и сушеным творогом»» (cм.: «Маджмуъ фатауа»18\279).
А те, которые считают дозволенным выплачивать закят аль-Фитр деньгами, приводят в качестве довода недостоверный хадис, который отнюдь не является аргументом. Они ссылаются на следующий недостоверный хадис: «Избавьте нуждающихся от просьб в этот день» (ад-Дарукъутни и аль-Байхакъи. Имам аль-Альбани назвал хадис недостоверным).
У тех, которые говорят о дозволенности давать аль-Фитр деньгами, нет доказательства, кроме как; приведение ими в качестве аргумента недостоверный хадис; либо фанатическая приверженность мнению имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах); либо отвергание истины посредством лжи; либо они считают тяжелым придерживаться за сунной.
Тех, кто слепо следует за мнением имама Абу Ханифы, не следуя слепо за защищенным от ошибок - Пророком (ﷺ), тех мы опровергнем словами самого имама Абу Ха-нифы.
Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если я скажу что-либо, что будет противоречить Книге Всевышнего Аллаха и сообщению Посланника (ﷺ), то оставьте мои слова» (cм.: аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 50).
Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб» (См.: Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» 1/63 и «Расм аль-Муфти» 1/4, шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 62 и другие).
Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал
«Никому не дозволено принимать наше мнение, пока не узнает, откуда мы их взяли».
В другой версии передается, что он сказал:
«Запрещено (харам) тому, кто не знает мой довод, издавать фетву на основании моих слов» (См.: Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» стр. 145, Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» 2/309, Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» 6/293 и «Расм аль-Муфти» стр. 29, 32 и аш-Ша’рани «аль-Мизан» 1/55, передавший второе сообщение).
Напоминание
Остерегайся, о мусульманин, того, чтобы явиться в Судный День и Твой Господь спросил тебя: Почему ты не давал закят аль-Фитр нуждающимся? Где твой закят аль-Фитр?
Разве ты не слышал слова Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали, повинуй-тесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику, и не делайте тщетными ваши деяния»?
Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха (ﷺ):
«Деяние того, кто совершил ка-кое-либо дело, на которое не было нашего приказа, будет отвергнуто» (аль-Бухари и Муслим). То есть, не будет принятым!
В какое время следует выплачивать закят аль-Фитр?
Закяту аль-Фитр принадлежат два времени: Лучшее время и дозволенное
А - Лучшее время – это выплата закята аль-Фитра утром в день праздника до праздничной молитвы. Это время является лучшим временем для выплаты аль-Фитра.
Доказательством этому является то, что пришло в «сахихе аль-Бухари, от Абу Са‘ ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который рассказывал:
«При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения».
Также аргументом этому является хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), рассказывающего:
«Посланник Аллаха (ﷺ) велел давать закят (аль-Фитр) в день разговения прежде, чем отправиться на праздничную молитву» (ат-Тирмизи. Имам аль-Альбани назвал хадис хорошим).
Имам аль-Бухари и Муслим приводит хадис от Ибн ‘Умара, который рассказывал:
«Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
В – Дозволенное время – это выплата закята аль-Фитра за день или два до празднич-ной молитвы, и не раньше.
Доказательством этому является то, что привел имам аль-Бухари от Ибн ‘Умара (да будет доволен им и его отцом Аллах), который сказал:
«(Люди) выплачивали закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два (до праздничной молитвы). Как поступали так сподвижники Пророка (ﷺ)» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 14\213»).
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Дозволено выплачивать закят аль-Фитр за день или два до праздничной молитвы. Но лучше дать аль-Фитр в день праздника до праздничной молитвы» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 18\267»).
Поэтому не дозволено давать закят аль-Фитр ни в начале Рамадана, ни в середине его, ни за три дня до праздничной молитвы.
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) в «аш-Шарх аль-Мумти’» сказал:
«Вопрос: Если выплатят закят аль-Фитр на двадцать седьмой день и завершится месяц Рама-дан, то засчитается ли он?
Ответ: Не засчитается, это подобно тому, кто совершил молитву до наступления ее вре-мени, полагая, что время молитвы настала».
Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы
Точно также не дозволено выплачивать закят аль-Фитр после праздничной молитвы. Довод этому служит хадис Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Ал-лах), в котором говорится:
«Закят того, кто даст его после праздничной молитвы, рас-сматривается как обычная милостыня (садака) из милостынь»./b]
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: [i]«Не дозволено мусульманину задерживаться с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения праздничной молитвы, согласно словам Ибн ‘Умара, сказавшего: [b]«Пророк (ﷺ) велел выплачивать закят аль-Фитр до того, как люди отправятся на праздничную молитву».
А в хадисе Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им и его отцом Аллах) передано, что Пророк (ﷺ) сказал: «Закят того, кто выплатит его до праздничной молитвы, принимается. А закят того, кто даст его после праздничного намаза, рассматривается как обычная мило-стыня (садака) из милостынь»» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 18\267»).
Если мусульманин задержался с выплатой закята аль-Фитр до времени завершения празд-ничной молитвы по оправданию, то он выплачивает аль-Фитр, когда устранится его оправдание
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Запрещено человеку задержи-вать закят аль-Фитр (до времени завершения) праздничной молитвы, и если же он задержался, без каких-либо оправданий, то этот закят не принимается. Но если он задержался по оправданию, как тот, кто находится в пути, и не имеет при себе того, чем можно выплатить закят, или же не оказалось неимущего мусульманина, кому можно было бы выплатить закят, или как тот, кто положился на свою семью, что те выплатят, а они же положились на него, то подобный человек выплачивает тогда, когда ему будет облегчено. И даже если он выплатит его после молитвы, то нет на нем греха, поскольку он имеет оправдание» (cм.: «Маджмуъ фатауа уа расаиль» 16\216).
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Выплата закята аль-Фитр до праздничной молитвы является обязательным. Но если мусульманин забыл дать его, то нет на нем ничего (греха). Кроме как он обязан выплатить его, когда вспомнит, поскольку выплата за-кята аль-Фитр, является обязательным. Никому не дозволено сознательно задерживаться с вы-платой закята аль-Фитра до времени завершения праздничной молитвы, по наиболее правильно-му мнению среди ученых. Так как Посланник Аллаха (ﷺ) повелел мусульманам выплачивать закят аль-Фитр до праздничной молитвы» (cм.: «Маджмуъ фатауа» 14\217»).
Какой размер должен выплатить мусульманин для закята аль-Фитр?
Мусульманин обязан выплатить закят аль-Фитр в размере одного са’, которым изме-ряли при жизни Пророка (ﷺ), из продуктов питания, которые являются основными в каком-либо регионе, но не дозволено ему выплачивать меньше, чем один са’.
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал:
«Са’ Пророка (ﷺ), - это мера равна четырем пригоршням среднесложенного человека» (cм.: «аль-Мулаххас аль-фикъхийа», стр.160).
Довод этому служит хадис Абу Са‘ ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), кото-рый рассказывал:
«При жизни Посланника Аллаха (ﷺ) мы выплачивали закят аль-Фитр в день разговения в размере одного са’ из еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками» (аль-Бухари).
Эти продукты питания, которые были упомянуты в хадисе, были основной пищей жителей Медины в то время. Эти продукты питания были упомянуты в качестве примера, а не для того, чтобы определить еду для выплаты закята аль-Фитр.
Поэтому если основной едой жителей какой-либо местности является рис, или, мука, или макароны, или чечевица, или фасоль и прочие продукты пропитания, которые являются ходовыми продуктами у них, то следует выплачивать аль-Фитр этими продукта-ми.
Был спрошен шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) о размере закята аль-Фитр, на что он ответил следующим образом:
«Спрашивающий хочет выплатить закят аль-Фитр месяца рамадан. Является обязательным выплатить закят одним са’ из продуктов питания его местности. (Например) из риса, или пшеницы, или фиников или прочего из продуктов питания его местности. И выплачивать закят аль-фитр является обязательным для мужчины и женщи-ны, раба и свободного, малого и старого (из числа мусульман), как пришло относительно этого в достоверных хадисах от Посланника Аллаха (ﷺ) (аль-Бухари, 1503).
Является обязательным выплатить его до выхода людей к праздничной молитве. Если Фитр выплатят за день-два до праздничной молитвы, то в этом нет проблем. Размер закята аль-Фитра приблизительно будет 3 кг» (cм.: «Фатауа уа танбихат уа насаих» стр. 276).
Как точно определить са’ Пророка (ﷺ)?
Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Если ты хочешь узнать, каким был са’ Пророка (ﷺ), то отмерь 2040 гр (т.е. 2 кг, 40г) хорошей пшеницы, затем помести ее в сосуд, и та мера, которой она достигнет, и будет са’ Пророка (ﷺ)» (cм.: «аш-Шарх аль-Мумти’»2\599).
Заметка
Дозволено поручать выдачу закята аль-Фитр другому. То есть, выплачивающий закят аль-Фитр может дать нужную сумму денег другому, чтобы тот в свою очередь купил еду и выплатил закят за него едой.
Заключение
Прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха также принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Прошу Аллаха простить меня и всех, кто помогал мне в ее составлении, мусульмани-на, прочитавшего эту статью и всех мусульман, сказавших после этой мольбы «Амин»!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да вос-хвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех му-сульман, неуклонно следующих Сунне Посланника, от всякого зла и бедствия!
Использованная литература
1.
«Фатауа ‘Уламаиль-Балядиль-Харам».
2.
«Фатауа аль-Марьатиль-Муслима».
3.
«Фатауа уа танбихат уа насаих» шейха Ибн База.
4.
«аш-Шарх аль-Мумти’» шейха Ибн Усеймина.
5.
«аль-Мулаххас аль-фикъхийа», шейха Салиха аль-Фаузана.
6.
«Закятуль-Фитр» Абу аль-Баро Мухаммада ибн Са’ида, ученика шейха Мухаммада Са’ида Расляна.