_________________
О служении жены семье мужа
Имам Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Служение женщины своему мужу и его семье зависит от обычаев страны. Жены Пророка (ﷺ) служили в своих домах. (Дочь Пророка ﷺ) Фатыма, да будет доволен ею Аллах, служила в своем доме, молола пшеницу, месила тесто, пекла хлеб, подметала дом и прочее. Поэтому женщине необходимо служить мужу и дому. Если в доме проживает мать мужа или его сестра, или дочери, то женщине узаконено служить им, если так принято в обычае ее страны.
Если же по обычаю семьи, или города или племени, в которых женщина пребывает, принято жене не выполнять работу (по дому), напротив, для нее нанимают служанку, то жену не обязывают служить, и если у мужа есть возможность нанять служанку, то пусть так и сделает. Если же его супруга сама добровольно согласится служить, то тем самым сделает доброе дело.
Таким образом, если происходит спор и разногласие в этом вопросе, многое зависит от обычаев страны. Мужу лучше блюсти прекрасный способ обращения и ублаготворить жену по мере своей возможности материально, дабы она великодушно служила матери мужа, его дочерям, сестренкам и прочим. Муж должен содействовать ей в этом прекрасным способом и приятными словами, и помогать материально, если происходит разногласие в этом и обычаи не убедили жену служить в доме. Помощь только от Аллаха!» (
https://www.youtube.com/watch?v=hiRmjSsR0hU).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«У матери мужа нет правового обязательства над невесткой касательно служения, однако у нее есть право, чтобы (невестка) относилась к ней хорошо и совершала благодеяние. Когда жена соблюдает дела в пользу своей свекрови, служит ей в незначительных делах, навещает ее время от времени и советуется с ней по поводу некоторых вопросов, - все это влечет за собой любовь мужа по отношению к ней (жене). Что касается обязательности служения, то она не обязана» (см.: «Лика ат аль-Баб аль-Мафтух» 1525).
Перевод: Абу Сумая Казахстани
_________________________
Прим. переводчика: Некоторые мусульманки немудро подходят к этому вопросу, они ухватились за слова шейха Ибн ‘Усеймина, где он сказал, что женщина не обязана служить родителям мужа, но не хотят обращать внимание на его мудрое разъяснение данного вопроса, когда он сказал: «…однако у нее есть право, чтобы к ней (невестка) относилась хорошо и совершала благодеяние. Когда жена помогает своей свекрови, служит ей в незначительных делах, навещает ее время от времени и советуется с ней по поводу некоторых вопросов, - все это влечет за собой любовь мужа по отношению к ней (жене)». Ведь то, что он сказал о необязательности служения жены родителям мужа, не говорит о том, что не надо служить родителям мужа. Наоборот, он дает понять, что служение жены родителям мужа лучше, чем оставление этого доброго дела. Тем более, если жена живет в обществе, в обычаях которого принято служить родителям мужа, то отнюдь не мудро и неправильно со стороны жены зацикливаться лишь на словах «я не обязана служить», переча и идя вразрез не противоречащим шариату обычаям своего народа. Напротив, мудрая жена стремится лишь к тому, что лучше и полезно для нее как в этой жизни, так и после смерти, ведь она знает, что шариат побуждает ее проявлять благодеяния к людям (родители мужа не исключение), особенно к старшим, уважать их, помогать им и проявлять милость к ним, и, совершая подобные похвальные качества, жена удостоится награды от Аллаха, если будет делать это искренне ради Аллаха.