абу София   07-11-2013, 04:52 PM
#1
БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим

Положение никаха (брака)


Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно хадиса «О молодёжь! Тот из вас, кто в состоянии (на материальное содержание)[1] , пусть женится, поскольку это лучше помогает потуплять взоры (от чужих женщин) и оберегать ваши половые органы (от запретных половых актов). А кто же не в состоянии, то пусть постится, так как пост дает то же, что и кастрация!» сказал: «Одной из польз, извлекаемой из этого хадиса, является то, что юноше, который в состоянии на женитьбу, является обязательным жениться, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «... пусть женится (фаль-йатазаууадж)». И здесь частица «лям» стоит в повелительной форме, а основа в приказе – обязательность. Поэтому многие ученые придерживаются того мнения, что тому, кто в состоянии жениться, является обязательным жениться, поскольку основа в приказах – обязанность, а так же и потому, что в женитьбе огромная польза.
Некоторые же ученые сказали, что здесь побуждение к желательному действию. И объясняют они это тем, что польза никаха возвращается к человеку, а эта телесная польза, которая касается страсти (шахуа). Поэтому приказ здесь будет для желательного действия.
Однако правильным мнением является то, что приказ здесь указывает на обязательное действие. Это потому, что никах является поклонением, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) приказал заключать никах, а так же потому, что это является сунной посланников, как сказал Всевышний: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство» (ар-Раъд, 37).
Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), рассказывая о своем положении, сказал: «Воистину я женюсь на женщинах, а всякий, кто не желает следовать моей Сунне, тот не имеет ко мне никакого отношения» (аль-Бухари 5063 и Муслим 1401).
Однако ученые по фикъху (да смилуется над ними Аллах) разделили никах на несколько положений. Они сказали, что никах согласно обстоятельствам может быть обязательным, запретным, нежелательным, дозволенным и желательным. Основа в никахе у ученых по фикъху – это сунна (желательный поступок), и оно не является обязательным, кроме как если имеется для этого причины. Но когда же никах становится обязательным (уаджиб)? Они сказали, что это происходит тогда, когда человек опасается впасть в прелюбодеяние по причине оставления никаха. Поэтому тот, кто опасается прелюбодеяния, если оставит никах, обязан жениться. Поскольку в никахе защита от впадения в запретное, а сторониться запретного является обязательным. Ибо то, без чего невозможно выполнить обязательное (веление), кроме, как посредством этого, так же становится обязательным. Поэтому если он опасается за себя, что может впасть в прелюбодеяние, то для него является обязательным жениться. Это является частью того мнения, о котором мы указывали выше, что никах является обязательным для тех, кто в состоянии на это, поскольку ученые, которые придерживаются мнения о том, что никах является обязательным говорят: «Никах является обязательным, даже если человек не опасается впасть в прелюбодеяние. И пока есть у него вожделение (шахуа), для него является обязательным жениться».
Второе положение: Харам (запретный)—это когда мусульманин находится в стране неверующих, в которой идет война между мусульманами и неверующими. Например, если мы воюем с неверующими и находимся на их территории, то поистине, заключение брака там является запретным, поскольку существует опасность того, что неверующие могут взять детей (и жен) в рабство. Быть может, они захватят мусульман и возьмут в плен их потомство, затем превратят детей в рабов. Ибо то, без чего невозможно устранить запретное, кроме как посредством этого, становиться обязательным. Итак, в таком положении никах является запретным, однако ученые говорят: «Если будет там крайняя необходимость, как существование опасности того, что он может впасть в прелюбодеяние, по причине отказа от женитьбы, то в такой ситуации дозволено заключить брак».
Третье положение: Макрух (нежелательный) - это когда человек бедный и нет у него вожделения. А почему же ему не желательно (жениться)? Потому что он не возьмет от этого никаха никакой пользы, кроме как затруднит себя. Он обременит себя расходованием на жену и заботой о ней. И нет сомнения в том, что он к этой тяжести не призывается, пока в нем нет влечения, поэтому он не нуждается в браке.
Четвертое положение: Мубах (дозволенный) — это когда у человека есть влечение, однако нет у него имущества. Здесь мы говорим: дозволено тебе жениться, но это не является обязательным или желательным. Это потому, что ты не в состоянии содержать семью, поэтому если ты женишься, то это дозволено. Но это не является желательным, и это из раздела дозволенности. Таким образом, и тот человек, который имеет имущество, однако нет у него вожделения, то никах в отношении его является из раздела дозволенности. Ибо нет в нем того, что побуждало бы его к никаху (браку). Однако если он женится, то в этом польза. Жена будет прислуживать ему, а также он будет оберегать свою супругу от запретных поступков. И в результате этого он обретет множество польз.
Пятое положение: Сунна (т.е. мустахаб (желательный) — она является основой. Поэтому мы находим во всех четырех перечисленных положениях то, что они нуждаются в причине, из-за которой (положение никаха) переходит из желательного к обязательному, или запретному, или нежелательному, или дозволенному»
(См. «Булугуль Марам», 4\179-180).

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!

Перевод: Абу Сумая Казахстани

_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Шейх Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно слов "Кто в состоянии на «аль-баъата (الباءة) " сказал: «Здесь под словом «аль-баъата» подразумевается никах. Он охватывает как физическую (телесная) возможность, так и материальную. Поскольку если у юноши нет физической (телесной) возможности, то он не нуждается в никахе, так же, как если у него есть телесная возможность, однако нет имущества, то нет у него возможности на никах. Однако говорится, что здесь под возможностью подразумевается (именно) материальная возможность, исходя из слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «А кто же не в состоянии, то пусть постится, так как пост дает то же, что и кастрация», - что указывает на то, что это было обращение к тем, у которых была физическая (телесная) сила, однако не имелось материальной возможности» (См. «Булугуль Марам», 4\178).
Иначе говоря, если бы Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обратился к тем, кто не способен к половому акту, то зачем им нужно еще и поститься чтобы снизить желание, если они итак в своей основе не в состоянии на половой акт? Значит здесь указание на материальную возможность, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) обратился к молодежи, у которых в основе сильное вожделение и способность к половому акту. Плюс, зачем нужно упоминать: «... поскольку это лучше помогает потуплять взоры (от чужих женщин) и оберегать ваши половые органы (от запретных половых актов)», - если они итак не в состоянии на половой акт? И это указывает на то, что здесь имеется в виду материальная возможность.
Шейхуль Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) относительно этого хадиса сказал: «Возможность на брак (никах) – это возможность на содержание, а не возможность на половую близость, поскольку обращение было к тем, кто был в состоянии на половую близость. Поэтому Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «А кто же не в состоянии, то пусть постится, так как пост дает то же, что и кастрация»» (См. Шейх Бассам ибн АбдуЛлах Бассам «Шарх Булугуль-Марам» 2\742).
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.