БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим
Разъяснение того, что запрет возведения мечетей над могилами является единогласным мнением всех ученых
Все ученые сошлись на том, что запрещено возводить мечети над могилами. Относительно этого вопроса среди ученых не было разногласий, как об этом передал шейхуль-Ислам Ибн Таймия, который лучше всех людей знает о единогласии и разногласии ученых, как сказал об этом шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) в «Тахзир Ас-Саджид», стр. 60.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Ученые единогласны в том, что совершение намаза и ду’а в мечетях, которые не построены над могилами лучше, чем в мечетях, которые возведены над могилами. Более того, в таких мечетях совершать намаз и ду’а запрещено по единогласному мнению ученых» (См. «Икътида ас-Сырат аль-Мустакъим», стр. 339).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) также сказал:
«По единогласному мнению ученых, является обязательным снести мечети, которые построены над могилами. Если же мечеть была сооружена до (внесения в нее) могилы, то необходимо сровнять могилу и устранить ее след, или вернуть мечеть в прежнее ее состояние (т е. в состояние, когда в ней отсутствовала могила). А если мечеть была построена над могилой, то разрушают эту мечеть и устраняют ее, как разрушили мечеть, которую построили для нанесения вреда (мусульманам) (Масджид дирор), о которой Всевышний Аллах сказал: «Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами» (Тауба, 107)» (См. «Фи Фаркъ байна ма амараЛлаху би уа Росулуху миналь-Ихлас ад-Дин лиЛлях уа Шари’атихи уа байна ма наха ‘анху миналь-Ишрак уаль-Бида’а», стр. 41).
Был спрошен Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах): «Дозволено ли совершение намаза в мечети, в которой имеется могила, и в которой люди собираются для совершения групповых намазов и джум’а, или это не дозволено? Что нужно сделать в таком случае: выровнять могилу, или же установить перед ней ограду или стену?»
Ответ:
«Вся хвала принадлежит только одному Аллаху! Имамы сошлись на том, что запрещено сооружать мечеть над могилой, поскольку Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Поистине, те, кто были до вас, превращали могилы своих пророков и праведников в мечети. Но вы не превращайте могилы в мечети, ибо я запрещаю вам это».
Поистине, не дозволено хоронить усопшего в мечети. Посему, если мечеть существовала до погребения (в ней кого-либо), то могилу ровняют (с землей) или же, если ее занесли в мечеть недавно, то откапывают (удаляют ее из мечети). Но если мечеть была построена после того, как (здесь) похоронили усопшего, то в таком случае разрушают мечеть, или же ликвидируют внешние атрибуты могилы. Ибо в мечети, которая была возведена над могилой, не совершают ни обязательных намазов, ни добровольных молитв, так как это является запрещенным» (См. «Маджму’ аль-Фатауа», 22\194-195).
Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) так же сказал:
«Является запретным зажигать светильники над могилами и возводить над ним мечети. И является обязательным ликвидировать их, и я не знаю разногласий в этом между известными учеными» (См. «Аль-Ихтийарат аль-‘Ильмийа» стр.52).
Шейх Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Таким образом, мы видим, что все ученые сошлись на том, на что указали пророческие хадисы о запретности возведения мечетей над могилами. Поэтому мы предостерегаем верующих от противоречия им и отклонения от их пути, опасаясь того, что они могут попасть под угрозу слов Всевышнего Аллаха: «Того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!» (ан-Ниса, 115).
Также Всевышний сказал: «Воистину, в этом заключается напоминание для тех, кто у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (Къаф, 37)» (См. «Тахзир Ас-Саджид», стр. 62).
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
Редактор текста: Абу Тальха Казахстани