С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О совершении движений правым указательным пальцем во время намаза при произнесении ташаххуда
Поистине, «Пророк (ﷺ) поднимал свой (правый) указательный палец (во время намаза при произнесении ташаххуда) и делал им движения, взывая им к Аллаху»
Это хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтака», 208, а также Ибн Хузайма, 1/86/1-2.
Ибн Хиббан привел этот хадис с достоверной цепочкой (передатчиков) в «ас-Сахихе», 485. Ибн аль-Мулаккин также подтвердил достоверность этого хадиса, 28/2. Также подтверждающий хадис о движении (правого) указательного пальца (при взывании к Аллаху с мольбой во время намаза в положении ташаххуда. –Прим.пер) приводит Ибн ‘Адий, 287/1.
Относительно слов «взывая им к Аллаху» имам ат-Тахави [1], да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это доказательство на то, что он (Пророк ﷺ) делал это (т.е. поднимал правый указательный палец и совершал им движения. – Прим.пер) в конце намаза (перед завершением его до произнесения слов приветствия. – Прим.пер.)».
Имам аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Здесь доказательство на то, что продолжать указывать (правым) указательным пальцем (в сторону Киблы) и совершать им движения вплоть до произнесения слов приветствия (т.е. слов «ас-саламу алейкум ва рахматуллах». – Прим.пер), является Сунной, так как взывают с мольбой к Аллаху (во время намаза в положении ташаххуда) до произнесения слов приветствия. Таков мазхаб имама Малика и других (ученых). Однажды спросили Имама Ахмада: «Указывает ли человек своим (правым указательным) пальцем во время намаза (в положении ташаххуда)?» Он ответил: «Да, и достаточно сильно!». Об этом упомянул Ибн Хани в «Маса’иль ‘аниль-Имам Ахмад», 1/80.
Из всего сказанного стало ясно, что совершать движения (правым указательным) пальцем при произнесении ташаххуда является установленной Сунной Пророка[1] (ﷺ), согласно с которой действовали (имам) Ахмад и другие имамы Сунны. Так пусть же побоятся Аллаха те люди, которые заявляют, что это (действие в намазе) напрасно, которое не подобает совершать в намазе. По этой причине они и не совершают движения своим (правым указательным) пальцем (во время чтения ташаххуда), несмотря на то, что они знают, что это действие было установлено (Сунной), однако они пытаются истолковать это таким образом, на что не указывают методы арабского языка и что противоречит пониманию имамов (ученых Ислама)…
Что касается опускания (правого указательного) пальца после указания им или же связывания его с поднятием лишь во время произнесения слов «Ашhяду ан ля иляhа альлал-Лаhу (Я свидетельствую, что нет истинного божества, достойного поклонения, кроме Аллаха )», то все это не имеет под собой никакой основы в Сунне. Напротив, это противоречит ей (Сунне), исходя из вышеприведенного хадиса.
Что касается хадиса, где упоминается о том, что он (Пророк ﷺ) не совершал движения своим (правым указательным) пальцем (во время намаза при чтении ташаххуда), то этот хадис недостоверный со стороны его цепочки (передатчиков), как я разъяснил это в «Да‘иф Аби Дауд», 175. Даже если предположить, что этот хадис является достоверным, то он является отрицающим (это действие), тогда как вышеприведенный хадис является утверждающим (это действие движения правого указательного пальца при чтении ташаххуда. – Прим.пер.), а ведь известно у ученых Ислама, что утверждающему отдается предпочтение перед отрицающим» (см.: «Сыфату салят ан-Набий» стр.137).
Пророк (ﷺ) говорил: «Поистине, он воздействует на шайтана сильнее, чем железо» имея в виду (правый) указательный палец (во время намаза при чтении ташаххуда.– Прим.пер).
Этот хадис передали Ахмад, аль-Баззар, Абу Джа‘фар и аль-Бухтири в «аль-Амали», 60/1, также ат-Табарани в «ад-Ду‘а» 73/1 и Абдул Гани аль-Макдиси в «ас-Сунан», 12/2. Все они приводят этот хадис с хорошей цепочкой (передатчиков). Также этот хадис передали ар-Руйани в «Муснаде»,249/2 и аль-Байхаки.
«Сподвижники Пророка (ﷺ) напоминали друг другу указывать (правым) пальцем при взывании с мольбой к Аллаху (во время намаза в положении ташаххуда. – Прим.пер.)».
Ибн Аби Шейба приводит этот хадис с хорошей цепочкой (передатчиков), 2/123/2.
«Пророк (ﷺ) делал это (т.е. поднимал свой правый указательный палец и делал им движения. – Прим.пер.) при произнесении первого и последнего ташаххуда».
Ан-Наса’и и аль-Байхаки приводят этот хадис с достоверной цепочкой (передатчиков).
«Однажды когда он (Пророк ﷺ) увидел, как некий человек взывал к Аллаху, совершая движения двумя пальцами, то он (ﷺ) сказал: «Делай это одним! Делай это одним!», указав при этом на свой (правый) указательный палец».
Привел этот хадис Ибн Абу Шейба, 12/40/1, и 2/123/2, а также этот хадис привел ан-Насаи. Аль-Хаким подтвердил достоверность этого хадиса, и с ним согласился аз-Захаби.
Источник: «Сыфа салят ан-Наби», имама аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах.
И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________
[1] Имам ат-Тахави является одним из ученых приверженцев Сунны и Единой общины (ахли ас-Сунна уаль-джама’а). Его мазхаб был ханафитским и он был одним из авторитетов ханафитского мазхаба, но при этом он не следовал слепо за мнением имама Абу Ханифы, однако следовал доводу из Корана и Сунны, если мнение Абу Ханифы противоречило аргументу. Да и как же может быть иначе, когда сам имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, призывал своих последователей лишь к следованию доводам.
Имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если я скажу что-либо, что будет противоречить Книге Всевышнего Аллаха и сообщению Посланника (ﷺ), то оставьте мои слова» (cм.: аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 50).
Также он, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб» (см.: Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» 1/63 и «Расм аль-Муфти» 1/4, шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 62 и другие).
Имам Абу Ханифа также сказал «Никому не дозволено принимать наше мнение, пока не узнает, откуда мы их взяли».
В другой версии передается, что он сказал: «Запрещено (харам) тому, кто не знает мой довод, издавать фетву на основании моих слов» (см.: Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» стр. 145, Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» 2/309, Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» 6/293 и «Расм аль-Муфти» стр. 29, 32 и аш-Ша’рани «аль-Мизан» 1/55, передавший второе сообщение). – Прим переводчика.
[2] Следует знать, что сунна Пророка (ﷺ) это не только слова Посланника Аллаха (ﷺ), но и его убеждение, молчаливое одобрение и действие, о чем говорили ученые Сунны. Поэтому следование сунне Пророка – это тоже из поклонения Всевышнему Аллаху, которое Он любит и которым Он доволен, поскольку Всевышний Аллах во многих Своих словах в Коране призывает мусульман следовать за Его Посланником (ﷺ), иными словами, за сунной Его пророка Мухаммада (ﷺ).
Аль-Фадль ибн Зияд сказал: «Я слышал, как Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль говорил: "Я прочитал Коран и нашел в нем приказ подчиняться Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тридцати трех местах", и потом начал читать аят: "Пусть же остерегаются те, которые противятся приказу Посланника Аллаха, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания" (ан- Нур,63). Он начал повторять этот аят, затем сказал: "А знаешь ли ты, что является искушением? Это – многобожие. Всевышний Аллах может ввести в сердце что-то из уклонения, после чего сердце отклоняется и человек гибнет". И после этого он прочитал аят: "Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока не изберут тебя (пророка Мухаммада) судьей во всем том, в чём они препираются, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью" (ан-Ниса, 65)» (см.: Ибн Батта «аль-Ибана» 1\97). – Прим.переводчика.