3. Также, быть может, человек достигает своего желаемого, несмотря на его множественные ослушания и грехи, по причине того, что Аллах хочет его завлечь, чтобы схватить его в конце Своей могущественной и властной хваткой.
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Да, быть может те, которые поклоняются и взывают к могилам или праведникам, обретают свои нужды, которые они требовали, однако это не указывает на правильность того, на чем они. Быть может, то, что они просили, было им дано (от Аллаха) дабы испытать их этим и завлечь» (см.: «И’анатуль-Мустафид» 1\336-337).
Как сказал Всевышний Аллах: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи» (сура «аль-Имран», 178 - аят).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Пусть неверующие, которые отказались уверовать в своего Господа, принялись враждовать с Его религией и воевать против Его посланника, не думают, что Мы не наказываем их в мирской жизни, не искореняем их и одаряем их долгой жизнью потому, что желаем им добра и испытываем к ним любовь. Дела обстоят совсем не так, как они предполагают, поскольку таким образом Мы лишь приумножаем их злосчастье и обрекаем их на еще более суровое наказание. Мы предоставляем беззаконнику отсрочку для того, чтобы приумножилось его бесчинство и неверие, после чего Мы непременно схватим его своей могущественной и властной хваткой. Пусть же беззаконники остерегаются предоставленной им отсрочки и не думают, что сумеют провести Великого и Высокого Господа» (см.: "Тафсир Са'ди").
Неверующие же наслаждаются земными благами только потому, что эти блага ничего не стоят перед Аллахом. Он вводит их в заблуждение и приумножает их нечестие, чтобы они вкусили еще более мучительные страдания после смерти. Всевышний сказал: «Оставь же Меня с теми, кто считает ложью это повествование. Мы завлечем их так, что они даже не осознают этого» (сура «аль-Къалям», 44-аят).
Также Всевышний Аллах сказал: "Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!" (сура «аль-Ан’ам», 4-аят).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Когда они, (т.е. народы, к которым были посланы посланники, до посланника Аллаха Мухаммада, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, – прим. автора статьи) позабыли наставления, которыми их увещевали, Мы распахнули перед ними врата мирских благ и удовольствий, которые сделали их беспечными к истине. Но стоило им возрадоваться дарованным благам, как Мы подвергли их наказанию, которое застало их врасплох и лишило их надежды на всякое благо. Подобное наказание является самым мучительным, поскольку оно застает грешника врасплох, когда он беспечно забавляется и чувствует себя в полной безопасности. Это происходит для того, чтобы его страдания были более мучительными, а его несчастье – более великим" (см.: "Тафсир Са'ди").
От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах распределил между вами ваши нравы так же, как Он распределил между вами и ваш удел. И, поистине, Всевышний Аллах дарует мир этот тому, кого Он любит и тому, кого не любит. Однако Он не дарует религию никому, кроме того, кого любит!» (аль-Исма’или в “аль-Му’джам” 1/114, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 4/166, аль-Баззар в “аль-Бахр аз-захар” 2026. Хадис достоверный. См.: “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2714).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Правильным является то, что Всевышний Аллах дарует Свою милость как неверующему, так и мусульманину. Однако милость Аллаха для неверующего только в этой мимолетной жизни, а что касается в будущей вечной жизни, то нет для него ни света и ни пути (к Раю)» (См.: "Иктидау сыратиль-мустакъим", стр.-299).
Всевышний Аллах сказал: «Пусть не обольщает тебя то, как они мечутся на земле» (сура «Гафир», 4-аят).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: «Очень часто неверующим сопутствует удача в торговых сделках, но вы не должны обольщаться их материальным благосостоянием, потому что богатство не свидетельствуют о том, что Аллах любит своего раба и что этот раб следует правильным путем. Напротив, вы должны делать выводы из того, что происходит вокруг, и задумываться над религиозными истинами. Вы должны оценивать людей по истине, а не истину по благосостоянию людей, потому что так поступают только невежественные и неразумные люди» (см.: "Тафсир Са'ди").
Поэтому мусульманин не должен обольщаться мирским благополучием многих неверующих или тех, которые погрязли в грехах, ибо Всевышний Аллах вводит таких людей в заблуждение и приумножает их нечестие, чтобы они вкусили еще более мучительные страдания, и чтобы Аллах схватил их внезапно Своей жестокой хваткой оттуда, откуда они даже не предполагают.
Имам Ахмад передал со слов Укбы ибн Амира, что Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Если ты видишь, что Аллах одаряет раба в этом мире тем, что ему любо, несмотря на то, что он грешит, то, поистине, это завлечение, посредством которого Аллах завлекает его» (Ахмад, 17349. Шейх Альбани назвал этот хадис достоверным в "Сахихе", 413).
И пусть теперь тот, который поклоняется и просит у могил и покойников, или обращается к этим шайтанам из числа людей – разным колдунам, целителям, предсказателям и прочим, спросит себя: «А не является ли это благо, которое мне было даровано от моего Господа, всего лишь завлечением, чтобы Аллах потом меня внезапно наказал?! Ведь Аллах не перестает наделять меня Своей милостью, несмотря на то, что я ослушиваюсь Его, обращаясь к покойникам, колдунам и предсказателям, тогда как Аллах и Его Посланник, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, запретили мне это?!».
И, вне всякого сомнения, что обращение к покойникам и предсказателям - является грехом и неверием. И поэтому тот, кто поклоняется и просит у могил мертвых, взывает к ним о помощи, или кто занимается колдовством, обучаясь ему, или же просто посещает колдунов и обращается к ним, совершает великий грех. Более того, если он получает какое-либо благо от Аллаха, несмотря на то, что он не перестает поклоняться могилам и просить у тех, кто покоится в них, взывать к ним о помощи, обращаться к колдунам, или же заниматься этим отвратительным деянием, то пусть знает, что это завлечение, посредством которого Аллах завлекает его. Чтобы потом внезапно схватить его жестокой хваткой и подвергнуть суровым мучениям, как в этой жизни, так и после смерти. И пусть помнит, что наказания Аллаха бывают различными. Он может наслать на него внезапно смертельную болезнь, от которой он будет мучиться всю свою оставшуюся жизнь, или может внезапно парализовать его тогда, когда он этого не ожидает, или же внезапно может сломать ему все ребра, или же руки и ноги, по причине внезапной автокатастрофы. И если эти и многие другие наказания, которые могут насланы уже в этой мимолетной жизни, вселяют в сердце разумного человека страх, то что можно уже сказать о наказании в будущей вечной жизни, которое по своей суровости и мучительности неописуемо превосходит муки мира этого?! Просим Аллаха защиты от наказания этого мира и будущего!
4. Человек достигает желаемого по предопределению Аллаха. Всезнающий и Премудрый Аллах предопределил этому человеку добро до создания небес и земли по Своему знанию и Своей мудрости. И оно свершилось в полном соответствии с предопределением Аллаха. Но не из-за того, что этот человек обратился к этим колдунам. Даже если бы он этого и не сделал, то все равно обрел бы то, что было ему предопределено Аллахом.
Шейх Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: «Да, быть может те, которые поклоняются и взывают к могилам или праведникам, обретают свои нужды, которые они требовали, однако это не указывает на правильность того, на чем они. Быть может, то, что они просили, было им дано (от Аллаха) дабы испытать их этим и завлечь. Или это (т.е. мирское благополучие могилопоклонников) просто совпало с предопределением Аллаха относительно дарования им этих вещей. После чего они полагают, что это произошло по причине могил. А ведь это в действительности произошло по предопределению Аллаха, и поэтому достижение требуемого не указывает на правильность просьбы. Однако доводом (обращения, мольбы, взывания) должны быть Коран и Сунна Его Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, а не обычаи, слепое подражание, повести, сновидения и суеверия, или то, что какой-то человек обрел то, что просил, когда отравился к могиле такого-то (или когда обратился к колдуну и предсказателю. – Прим. пер), (или) то, что некая женщина отправилась к такой-то могиле (или обратилась к колдуну и гадалке. – Прим. пер) после чего забеременела. Все это никогда не будет доводом, ибо обретение человеком чего-либо из того, в чем он нуждается, не указывает на правильность того, к кому он отправился, или на правильность его языческих поступков и ужасных обычаев.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Люди могут увидеть или услышать возле могил как кто-то с ними разговаривает, или увидеть как кто-то выходит из могилы и говорит им: «Я тот, кого вы просите, и кто решает ваши потребности». Это шайтан принимает образ этого усопшего, а не сам покойник выходит к ним. И этот шайтан приходит в образе этого умершего и разговаривает с ними. Он может принести им издали вещь, которую они просят. И шайтан хочет таким образом ввести людей в заблуждение, погубить и обмануть их» (см.: «Маджмуъуль-Фатауа», 1\187).
Поэтому достижение желаемого не указывает на правильность (этого ужасного) деяния. Таким же образом и видение человека, представшего перед людьми в образе покойного, или же слышание голосов, которые говорят с ними, все это не является доводом, поскольку это деяния сатаны. Приходит шайтан к ним в образе умершего, или же разговаривает голосом усопшего. Этот шайтан хочет сбить их с пути Аллаха или же предоставить им некоторые вещи из того, в чем они нуждаются, поскольку шайтан способен отправляться в далекие места и переносить вещи, и прибыть с ними и доставить их. И джинны помогают друг другу в доставлении этих вещей, доставляют их требуемые вещи и дают им это (дабы еще больше сбить их с пути Аллаха.- Прим. пер).
Одним словом, все это является деяниями сатаны, поскольку это противоречит Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. И подобное относится к искушениям и испытаниям (или бедам и несчастий) когда люди приводят в качестве довода то, что какой-то человек излечился, отправившись к такой-то могиле (или к такому-то колдуну и предсказателю. – Прим. пер). Или же некая женщина забеременела, когда отправилась к такой-то могиле (или к такому-то колдуну или гадалке. – Прим. пер). Все это не будет никогда доводом. Это - искушение и испытание, и все это из деяний шайтанов.
Люди могут сказать: «Такой-то увидел во сне покойного, который сказал ему так-то и так-то». Такое сновидение от шайтана, который явился спящему и начал разговаривать с ним. Шайтан может принять облик какого-либо умершего, которого спящий знает, и явиться к нему во сне в облике этого покойника …
Сновидение бывает от шайтана, который приходит к спящему и говорит: «Сделай это, сделай то, или попроси это, или отправляйся туда (и так далее)». Такое сновидение является сатанинской, особенно если человек перед сном не прочитал шариатские поминания: не прочитал «Аятуль-Курсии» и суры «аль-Ихлас», «аль-Фалякъ» и «ан –Нас». Затем шайтан распоряжается над ним (спящим), для того чтобы ввести его в заблуждение или чтобы его огорчить и обеспокоить, потому что он явился к нему во сне с тревоженными вещами, поэтому спящий видит во сне то, что ему не нравится»
(см.: «И’анатуль-Мустафид» 1\336-338).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) говорил:
«Среди них есть тот, кто взывает о помощи к творениям, либо к мертвым, либо к живым, и нет разницы в том, является ли он мусульманином, христианином или многобожником. И после этого шайтан принимает облик того, к кому взывают о помощи, и решает некоторые нужды того, кто обратился за помощью к ним. Затем этот взывающий о помощи начинает полагать, что это - тот самый человек, к которому он обращается за помощью. Или полагать, что это ангел принял облик этого человека, к которому он обратился за помощью. Однако, поистине, это был шайтан, который ввел его в заблуждение, когда тот приобщил сотоварищей к Аллаху. Как это происходило, когда шайтаны входили в идолов и разговаривали с многобожниками (которые поклонялись этим идолам, тогда как те полагали, что это идолы разговаривают с ними.- Прим. пер).
Среди них так же есть тот, для кого шайтан приняв облик (старца), говорит ему: «Я Хидр». И даже может сообщить ему о некоторых делах, помочь в некоторых его потребностях, как подобное уже происходило со многими из числа мусульман, иудеев и христиан.
Когда у многих неверующих во всем мире умирает кто-либо, после кончины этого человека приходит шайтан в облике этого покойного, а те же полагают, что это и есть сам покойник. Шайтан возвращает долги и вещи, которые отдали покойному на хранение. И таким образом он завершает дела, касающиеся покойного, заходит к его жене и затем удаляется. И может быть так, что люди даже сжигают в огне своих усопших, как подобное совершают индусы, полагая, что покойники живут даже после их кончины.
Среди них так же есть и шейх, который при своей жизни завещал своему слуге, сказав: «Если я умру, не позволяй никому купать меня, поскольку я сам приду и искупаю себя». Затем, когда он умирает, этот слуга видит человека в облике этого покойного, и полагает, что это его хозяин вошел и искупал себя сам. Этот вошедший искупав покойного, удаляется. И это был шайтан, который ввел в заблуждение этого покойного, сказав ему: «Поистине, ты даже после своей кончины придешь и искупаешь себя». Затем, когда он умирает, приходит шайтан в его облике, дабы тем самым ввести в заблуждение живых, как он ввел в заблуждение до этого умершего.
Среди них есть и тот, кто видит (некий) престол на воздухе, на котором сияет свет, и слышит того, кто к нему обращается, говоря: «Я - твой Господь». Если же этот человек обладает знанием, то понимает, что это шайтан, затем прогоняет его и просит Аллаха защиты от него, после чего это (наваждение) исчезает.
Среди них есть и тот, кто видит наяву человека, который заявляет, что он пророк, или правдивейший, или один из праведных шейхов. Хотя это - один из числа шайтанов. И подобное происходило со многими людьми.
Среди них также есть и тот, кто видит при посещении могилы, как могила раскрывается и выходит к нему некто. Тот же полагает, что это и есть покойник. Однако в действительности это был джинн, который принял образ этого усопшего.
Среди них есть и тот, кто видит, как лошадь входит в свою могилу или выходит оттуда. И это - шайтан.
Любой из тех, кто утверждает, что он видел пророка своими глазами, на самом деле не видел ничего, кроме своего воображения (наваждения).
Среди них есть и тот, кто видит во сне некоторых великих людей, либо правдивейщего Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), либо другого, (например,) как тот постригает или бреет тому волосы, или надевает на него свою тюбетейку или одежду. Затем тот, проснувшись утром, видит, что на его голове тюбетейка, а волосы его побриты или подстриженны. Однако это были джинны, которые побрили его голову или подстригли.
Эти сатанинские дела происходят с тем, кто отклонился от Корана и Сунны» (см.: «аль-Фуркъану Аулийа ар-Рахман уа Аулийа аш-Шайтан» стр.-125-127).
Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: "Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко" (сура аль-«Хадид», 22 - аят).
Также Всевышний Аллах сказал: "Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению" (сура «аль-Камар», 49 -аят).
Шейх Са'ди, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Это относится абсолютно ко всем творениям, ко всему сущему на небесах и на земле. Аллах является единственным творцом, и никто не помогает Ему создавать свои творения. Все, что происходит во вселенной, сбывается в полном соответствии с предопределением Аллаха. Всевышний изначально знал, когда и как произойдет то или иное событие, и знал обо всех качествах своих будущих творений. Он записал свое предопределение еще до того, как сотворил этот мир. И для Аллаха подобное не составляет труда, поэтому и сказал: "Мы повелеваем только один раз, и повеление исполняется в мгновение ока" (аль-Камар, 50). Стоит Аллаху сказать: «Будь!», – то не проходит и мгновения ока, как сбывается все, что Он пожелал, без всяких препятствий и трудностей" (см.: "Тафсир Са'ди").
Однако это не означает, что человек совершает какие-либо деяния под принуждением, и что он не имеет права на выбор. Если человек утверждает это, то у него недостаток в разуме. Поскольку он не в состоянии различить между такими делами, которые он совершает под принуждением и такими, которые совершает по собственной воле, тогда как разумный осознает разницу между этим.
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Человек знает разницу между тем, что он делает по собственной воле и тем, что он делает по принуждению. Если человек спускается с крыши по лестнице по доброй воле, то понимает, что делает это сам. Если же он падает с крыши, не желая этого, то явно видит разницу между этими двумя действиями, ибо второе произошло по принуждению, а первое — по его собственной воле. Это ясно каждому человеку.
Точно так же, если человек страдает недержанием мочи, то акт мочеиспускания имеет место против его воли. Если же он здоров, то мочится по собственной воле. Разница между этими случаями явна, и никто не может отрицать это. Это относится ко всем деяниям, которые совершает человек. Он отчетливо видит разницу между тем, что он совершает по доброй воле и что он совершает по принуждению. Более того, по милости Великого и Могучего Аллаха, некоторые деяния человек совершает по собственной воле, но не несет за них ответственности, например, то, что совершает человек по забывчивости или во сне. В истории о людях пещеры Всевышний Аллах сказал: "Мы переворачивали их то на правый бок, то на левый" (сура «аль-Кахф»,18 - аят).
Переворачивались с бока на бок люди, но Аллах приписал это действие к Себе, ибо спящий не имеет возможности выбирать и человеку не будет предъявлен спрос за то, что он сделал во сне. Поэтому Великий и Могучий Аллах и приписал это действие к Себе. Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Если кто-то поел или выпил, забыв, что он постится, то пусть продолжит свой пост, ибо его накормил и напоил Сам Аллах» (Муслим, 1155).
Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сообщил, что накормил и напоил постящегося Великий и Могучий Аллах и отнес эти действия именно к Нему. Такой человек съел или выпил, забыв о посте, и поэтому стал подобен тому, кто лишен способности выбирать. Кроме того, каждый человек видит разницу между болью или страхом, которые появляются независимо от его воли, когда он даже не ведает о причине их появления, и между болью или радостью, которые вызваны им самим. И этот вопрос, хвала Аллаху, предельно ясно, который не вызывает сомнение" (см.: "аль-Кадау уа кадар" стр.9,10,11).
Да, Всезнающий и Премудрый Аллах уже предписал человеку, по какому пути он пойдет, однако предопределение является сокровенной тайной, которую никто не в состоянии узнать. Человек не ведает о том, что предопределил для него Господь, и он узнает об этом только после того, как это произойдет. Он узнает свое предопределение только тогда, когда совершит тот или иной поступок, а до этого ему неизвестно его будущее. Он не знает, предписал ли Аллах ему быть заблудшим или же Он предписал ему идти прямым путем. Поэтому очень глупо заявлять, исповедуя иной путь, кроме ислама, или же совершая предосудительные поступки, что это ему было предопределено Всевышним Господом, тогда как Он наделил его разумом, разъяснил ему дорогу истины и заблуждения. Дал человеку самостоятельно выбирать, как ему поступать и какой путь ему выбрать, и человек не делает это под принуждением. Отчего же тогда он идет по пути заблуждения, а затем оправдывается тем, что этого пожелал Всевышний Аллах для него? Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах наставил меня на прямой путь?
Шейх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: "В действительности человек имеет возможность и право на выбор. Этот раздел, относительно следования пути истины, ничем не отличается от заработка и образования. Всем хорошо известно, что удел человека и его пропитание уже предписаны для него. Тем не менее, каждый человек трудится не покладая рук в своем городе и за его пределами, и не сидит в своем доме, говоря: «Мой удел предопределен, и я получу его». Напротив, он использует различные способы, чтобы заработать средства пропитания. А ведь удел человека не отличается в этом отношении от творимых им деяний, о чем свидетельствует хадис пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, рассказанный Ибн Мас‘удом: "Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает там, в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре веши: удел человека, срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным" (хадис привел аль-Бухари и Муслим).
Удел человека предопределен, так же, как и предопределены его праведные и плохие деяния. Отчего же тогда ты обходишь весь мир, различные страны и земли в поисках своего удела в мирской жизни и не творишь благих дел в поисках удела в жизни будущей и благоденствия в райских садах. Поистине, эти две цели схожи и неразделимы. Ты трудишься в поисках заработка, благоустраиваешь свою жизнь и заботишься о своем здоровье, а когда заболеваешь, то обходишь весь мир в поисках опытного врача, способного исцелить тебя. Несмотря на то, что срок твоей жизни предопределен, не увеличится и не укоротится, ты не довольствуешься этим, говоря: «Останусь-ка я дома больным и прикованным к постели, и если Аллах предписал мне продолжить жить, то я буду жить». Напротив, мы находим, как ты спешишь и изо всех сил стараешься найти лучшего врача, чтобы на его руках получить предопределенное Аллахом исцеление.
Отчего же тогда ты не прокладываешь свой путь к будущей жизни и благочестию также, как ты стараешься ради благоденствия на земле. Ранее мы уже сказали, что предопределение является сокровенной тайной, которую ты не в состоянии узнать. Поэтому сейчас перед тобой открыты две дороги. Одна из них ведет к благополучию, успеху, счастью и достоинству, а вторая — к погибели, разочарованию и унижению. Ты стоишь перед ними и имеешь право на выбор, и ничто не мешает тебе выбрать ту или иную дорогу. Если пожелаешь, ты можешь пойти по любой из них. Отчего же тогда ты выбираешь для себя путь заблуждения, а затем заявляешь, что это было предопределено тебе? Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что тебе было предопределено именно это? Если бы ты собрался в поездку в другой город, и перед тобой были бы дороги: одна — проложенная, короткая и безопасная, а вторая — не проложенная, длинная и опасная — то мы непременно нашли бы тебя, как ты выбрал бы проложенный, короткий и безопасный путь. И не пошел бы по дороге, которая не проложенная, длинная и опасная.
Этот пример материален, однако духовный путь, избираемый человеком, сходен с ним и абсолютно не отличается от него. Но человеческие души и страсти часто овладевают разумом и одерживают верх над ним. Поэтому верующему следует, чтобы его разум покорил страсти и желания, ибо здравый рассудок всегда подсказывает человеку, как избежать вреда и добиться полезного и желаемого результата.
Из этого нам становится ясно, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать, а не делает это под принуждением. Также, как в мирских делах он выбирает, какой товар ему приобрести и какую сделку заключить, в делах, касающихся будущей жизни, он выбирает, какое деяние ему совершить. Однако пути, ведущие к успеху или убытку в будущей жизни намного яснее путей мирских, ибо прямой путь и заблуждение разъяснил Сам Всевышний Аллах в Своей Книге и на языке Своего посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. Несмотря на это человек шагает по мирским путям, даже будучи неуверенным в конечном результате, и не трудится ради будущей жизни, тогда как плоды его деятельности известны и гарантированы. Ведь подкреплены они обещанием Аллаха, а Всевышний и Благословенный Аллах не нарушает Своего обещания!" (см.:"аль-Кодау уаль-кадар", стр.16,17,18,19,20).
Свят Аллах! Клянусь Аллахом, посредством такого четкого разъяснения шейха для каждого разумного человека становится ясным вопрос предопределения, кроме глупых и упрямых людей, поскольку они (глупые и упрямые люди) сами уклонились от истинного пути! Всевышний Аллах говорит: "А когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их" (сура «ас-Саффа»,5 - аят).
Таким образом, Всевышний Аллах разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблуждение, заключена в самом человеке. Человек, как мы об этом уже сказали, не ведает о том, что предопределил для него Господь, и узнает об этом только после того, как это произойдет. Он не знает, суждено ли ему быть заблудшим или же Аллах предписал ему идти прямым путем. Зачем же тогда он выбирает для себя путь заблуждения, а затем заявляет, что этого пожелал Всевышний Аллах. Разве не лучше было бы следовать пути истины, чтобы затем сказать, что Всевышний Аллах поставил меня на прямой путь? (см.:"аль-Кодау уаль-кадар" стр.15) .
Если мы станем утверждать подобно тем безумным людям, которые проявляют чрезмерность в утверждении предопределения, то тем самым признаем в Коране ненужным шариат Аллаха. Утверждение того, что человек не имеет права на выбор, делает ненужным поощрение человека за совершение благих дел и его порицание за совершение грехов, ибо человек, совершая их, не имел своей воли и права на выбор. В результате, если Великий и Благословенный Аллах станет наказывать тех, кто ослушался Его повелений, то Он совершит великую несправедливость — пречист и далек Всевышний от этого! — ибо Он станет наказывать его за то, чего он не мог не совершить. Вне всякого сомнения, это явно противоречит Корану. Всевышний Аллах сказал:
"Его товарищ (ангел) скажет: «Вот то, что подготовлено у меня".
Всевышний сообщил, что ангел, которому Аллах поручил хранить человека в мирской жизни и хранить его деяния, в День воскресения приведет своего подопечного и представит ему все его деяния и скажет: "Я выполнил то, что было мне поручено. Я сохранил его и все, что он совершил, дабы он получил справедливое воздаяние". Далее Всевышний Аллах говорит: "Вдвоем бросайте в Геенну каждого упрямого неверующего, который отказывал в добре, совершал преступления и терзался сомнениями, который признавал наряду с Аллахом другого бога. Бросайте их в тяжкие мучения!"
Он заслужил наказание, потому что отказывался уверовать и упрямо отвергал знамения Аллаха, совершал много грехов и осмеливался ослушаться своего Господа. Он скупился на добро и не желал совершать благие дела, самое прекрасное из которых – это вера в Аллаха, ангелов, священные Писания и посланников. Он отказался уверовать и скупился делать добро и раздавать милостыню.
Он преступал законы Аллаха, попирал права Его рабов и сомневался в истинности обещанных Аллахом вознаграждения и наказания. Его душа была лишена веры и добродетели и преисполнена неверием, враждой, сомнением, скупостью и многобожием. Он поклонялся ложным богам, которые даже себе не могли принести ни вреда, ни пользы и которые не распоряжались ни жизнью, ни смертью, ни воскресением. О ангелы! Ввергните этого грешника в суровые муки, дабы он вкусил чудовищное, мучительное, болезненное наказание. Далее Всемогущий и Великий Аллах говорит:
"Его товарищ (дьявол) скажет: «Господь наш! Я не сбивал его с пути. Он сам находился в глубоком заблуждении".
Сатана, который подбивал человека на совершение грехов, станет отрекаться от него и скажет: "Господи! Я не сбивал его с пути истины, ведь я не имел над ним власти и не мог показать ему неопровержимых доводов и доказательств. Я не причастен к его грехам – он сам отдал предпочтение заблуждению и отдалился от истины". Как Всевышний в другом аяте сказал: "Когда дело свершится, дьявол скажет: "Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне»" (сура «Ибрахим»,22 аят).
Далее Всевышний Аллах сказал: "Он скажет: «Не препирайтесь предо Мной. Я предупреждал вас заранее".
Когда Всевышний увидит, как неверующие и дьяволы препираются друг с другом, Он скажет: "Не препирайтесь в Моем присутствии, ибо это все равно не принесет вам пользы. Я посылал вам предупреждение. К вам приходили посланники, подтверждавшие свою правоту ясными знамениями и ослепительными доводами. Они доказали вам истинность религии и лишили вас возможности оправдать свое неверие незнанием и неосведомленностью. Сегодня вы предстали предо Мной вместе с вашими деяниями и обязательно получите воздаяние за них".
Далее Всевышний Господь говорит: "Мое Слово неизменно, и Я не поступаю несправедливо с рабами".
Аллах не нарушит своего обещания, ибо нет никого, чья речь была бы более правдивой, чем речь Всемогущего Аллаха. Он воздаст Своим рабам только за те деяния, что они совершили, и не станет приумножать их грехи и умалять их заслуги. (см.: «Тафсир Са'ди» сура «Каф», 23-29 – аят).
Аллах разъяснил, что наказание рабов не является несправедливостью, а, напротив, представляет собой совершенную справедливость, ибо Он предостерег Своих рабов от этого и разъяснил им дорогу истины и заблуждения. Указал всем творениям путь к тому, что принесет им пользу и наделил их мирскими благами.
Всевышний сказал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего, Который сотворил все сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судь¬бу творений и указал путь» (сура «аль-Аля»,1-3 -аят).
Но они предпочли последовать дороге лжи и заблуждения, и теперь у них нет оправдания перед Великим и Могучим Аллахом. Если мы станем утверждать то, что говорят эти люди, то тем самым отвергнем высказывание Всевышнего Аллаха: "Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха" (сура «ан-Ниса», 165 аят).
Поистине, Великий и Благословенный Аллах возвестил, что у людей не будет оправдания после прихода к ним Божьих посланников, ибо до них дошла истина. Если бы предопределение было оправданием, то оно оставалось бы им и после прихода посланников, ибо предопределение Всевышнего Аллаха было и будет как до отправления посланников, так и после этого. Таким образом, подобные утверждения опровергаются как текстами Корана, так и происходящими событиями, примеры которых мы разъяснили ранее (см.: "аль-Кадау уа кадар", стр.12-13).
Поэтому, если человек оправдывается предопределением при совершении грехов, что якобы он совершает это под принуждением, и он не имеет права на выбор, и по этой причине он обращается к этим колдунам и предсказателям, или же он занимается этой отвратительной профессией, обучаясь колдовству, несмотря на запрет этого, то, несомненно, он впал в глубокое заблуждение, ибо религия, здравый рассудок и реальность свидетельствуют о том, что человек различает между тем, что совершается по доброй воле, и тем, что совершается под принуждением" (см.: "аль-Кадау уа кадар", стр.7 ).
Вспомните хадис, когда пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал своим сподвижникам: "Каждому из вас уже предписано место в Раю и место в Аду". Тогда его спросили: "О, посланник Аллаха, не стоит ли нам тогда отказаться от совершения праведных дел и положиться на предопределение? На что он, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: «Нет, совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан. Что касается обитателей Рая ("О, Аллах, сделай нас среди них" – от автора статьи), то им облегчают дела обителей Рая. А что касается обитателей Ада ("прошу Аллаха, чтобы Он не сделал нас среди них"), то им облегчают дела обитателей Ада». Затем Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, подкрепляя свои слова доводом из Корана, прочел высказывание Всевышнего: "Кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным деяниям). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)" (сура «аль-Лейл», 5-9 аят). (аль-Бухари, 4945 и Муслим, 2647).
Обратите внимание, Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, не сказал, что вы правы в своих заявлениях и что вы лишены права выбора, так как для каждого уже предписано место в Раю и место в Аду. Нет, напротив, Он, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал: "Совершайте благие дела, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан". Это указывает на то, что человек самостоятельно выбирает, как ему поступать и какой путь ему выбрать, он не делает это под принуждением. А причина того, что он попадает в заблуждение, заключена именно в нем самом, ибо Всевышний и Благословенный Аллах наставляет на прямой путь тех, кто достоин этого, и вводит в заблуждение тех, кто заслуживает этого. Всезнающий и Премудрый Аллах сказал: "А когда они уклонились, Аллах отклонил сердца их" (сура «ас-Саффа»,5 - аят). Тем самым разъяснил, что причина того, что раб Божий попадает в заблуждение, заключена в самом человеке.
Посему совершайте благие деяния и сторонитесь запретов, как было приказано это Пророком, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. Ведь человеку облегчается путь к тому, для чего он создан!