Об обязанности предостережения от книг, содержащих в себе нововведения и заблуждения
Шейх Мухаммад Са’ид Раслян сказал:
«Всевышний Аллах уже предостерег от пути людей Писания (иудеев и христиан), которые облекают истину ложью и искажают слова, меняя их местами. Всевышний Аллах сказал: «Среди них есть такие, которые искажают Писание своими языками, чтобы вы приняли за Писание то, что не относится к нему. Они говорят: «Это – от Аллаха». А ведь это вовсе не от Аллаха! Они сознательно возводят навет на Аллаха» (Али-‘Имран 78).
Всевышний так же сказал: «О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие и говорят своими устами: «Мы уверовали», – хотя их сердца не уверовали. Среди исповедующих иудаизм есть такие, которые охотно прислушиваются ко лжи и прислушиваются к другим людям, которые не явились к тебе. Они искажают слова, меняя их местами, и говорят: «Если вам дадут это, то берите, но если вам не дадут этого, то остерегайтесь». Того, кого Аллах желает подвергнуть искушению, ты не властен защитить от Аллаха. Их сердца Аллах не пожелал очистить. В этом мире их ожидает позор, а в Последней жизни им уготованы великие мучения» (аль-Маида, 41).
Путь саляфов в отношении книг приверженцев нововведений и книг, в которых содержатся нововведения и ересь – оставление чтения книг и предостережение от этих книг, и вместе с этим является обязательным их уничтожение» (См. шейх Са'ид Раслян «Да'аъиму минхаджи ан-Нубува» стр.182).
Так же он сказал:
«Основой этой главы является хадис Джабира (да будет доволен им Аллах), который рассказывал о том, что однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб пришел к пророку (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) со свитками, написанными людьми Писания. Затем Пророк (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) разгневался и сказал ему: «Ты что, о сын аль-Хаттаба, в сомнении относительно того, с чем я послан?! Не спрашивайте их (людей Писания) ни о чем, ибо они могут вам сообщить истину, которую вы посчитаете ложью, или сообщить ложь, которую вы можете посчитать истиной. И клянусь тем, в Чьей Длани моя душа, даже если бы пророк Муса был бы среди нас, он обязан был бы следовать тому, на чем я!» (Ахмад 3/378, 471, ад-Дарими 2/371. Шейх аль-Альбани в «аль-Ируа» (1589) назвал хадис хорошим).
В этом хадисе предостережение от чтения книг заблудших и от книг, в которых содержатся заблуждения» (См. шейх Са'ид Раслян «Да'аъиму минхаджи ан-Нубува» стр.182).
Имам ибн Кайим сказал:
«Пророк (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) увидел в руках ’Умара листы, которые он выписал из Таурата, и которые удивили его тем, что они содержали в себе соответствие с Кораном. После чего изменилось лицо Посланника (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) так, что ’Умар даже направился к хлебной печи и выбросил эти листы в эту печь. Что же можно сказать про то, если увидит Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) книги, которые составили после него, и в которых содержатся противоречия Корану и Сунне?! Только одному Аллаху обращаются за помощью!» (См. «Турукъ аль-Хукмия фи ас-Сиясати аш-Шари’а» 272).
Ибн Муфлих сказал:
«Саляфы запрещали сидеть с приверженцами нововведений, читать их книги и слушать их речи» (См. «аль-Адаб аш- Шари’а» 1\232).
Ибн Кайим, упоминая о постановлении уничтожения книг приверженцев нововведений, сказал:
«Воистину, эти книги содержат в себе ложь и нововведение, поэтому является обязательным уничтожить их и ликвидировать. И это является первостепенным делом, чем уничтожение музыкальных инструментов и посуд для спиртных напитков. Поскольку книги приверженцев нововведений приносят больше вреда, чем эти вещи» (См. «Турукъ аль-Хукмия» 272).
Ибн Муфлих сказал:
«Является запретным устремлять взор на то, в чем есть опасность заблуждения и впадения в сомнение. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, указал на запретность обращения взора к книгам приверженцев каляма (религиозной философии) и нововведений, вводящих в заблуждения. А так же указал на запретность чтения их книг и их цитирования» (См. «аль-Адаб аш- Шари’а» 1\199).
Ибн Кудама сказал:
«Из Сунны является бойкотирование и покидание приверженцев нововведений; оставление споров и препирательств в религии; чтение книг приверженцев нововведений; и прислушивание к их словам» (См. «Лум’атуль-‘Итикъад» стр.33).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал:
«Под бойкотированием приверженцев нововведений имеется в виду — сторониться их, не любить их, не дружить с ними, не приветствовать их, не навещать их и прочее. Бойкотировать приверженцев нововведений является обязательным, и из числа бойкотирования приверженцев нововведений – это оставление чтения их книг из опасения впасть по их причине в искушение. Также является обязательным не распространять эти книги среди людей и сторониться мест заблуждений. Однако, если цель чтения книг приверженцев нововведений состоит в том, чтобы познать их нововведения для опровержения их, то нет в этом проблем для того, кто имеет правильное вероубеждение, посредством которого он сможет защититься, и кто способен сделать им опровержение. Более того, подобное может стать даже обязательным, поскольку опровержение нововведений является обязательным, а то, без чего невозможно выполнить обязательство, также становится обязательным» (См. “Шарх Люм'атуль - и'тикъад” стр. 100).
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Появятся люди в моей общине, которые явятся к вам с тем, о чем ни вы, ни ваши отцы не знали, поэтому остерегайтесь их» (Муслим, 56).
Шейх Раби' ибн Хади аль-Мадхали в шархе «Усулю ас-Сунна» говорил:
«Это также является одним из контекстов, который предостерегает от общения с приверженцами нововведений. Однако если среди них существуют невежественные люди, которых ввели в обман, а ты обладаешь знанием, и при тебе имеются доводы, то нет проблем призвать их к истине и разъяснить им его. А что же касается того, чтобы ты сидел с ними в виде дружбы, любви, общения и тому подобное, то это великая ошибка, которая ведет к заблуждению. Разумному мусульманину является обязательным сторониться этого, ибо от этого предостерегали некоторые сподвижники, как ибн Аббас, некоторые таби'ны, как Айюб ас-Сахтияни, ибн Сирин, да смилуется над ними Аллах. От одного из них даже передается, что он не слушал от приверженца нововведения даже один хадис или аят, когда тот предлагал ему прочесть их для него. И он говорил: "Нет, ибо поистине, мое сердце не в моих руках. И я опасаюсь того, что он бросит в мое сердце фитну (искушение), после чего я не смогу устранить его". Благополучие не сравнимо ни с чем, поэтому мусульманин не подвергает себя искушению, особенно когда он знает, что он слаб» (См «Усулуь ас-Сунна» стр.14)
Таким образом, тем, кто укрепился в религии Аллаха из числа обладателей знания, дозволено читать книги приверженцев нововведений, дабы сделать им опровержение и предостеречь простых несведущих мусульман от них и их новшеств. Что же касается простых мусульман, то им не разрешено читать книги приверженцев нововведений, так как, быть может, прочитанное может повлиять на их сердца, вследствие чего они могут впасть в заблуждение. Они не должны подвергать себя злу и опасности заблуждений, тогда как они находятся в благополучии и безопасности!
Человека судят по его другу
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Души подобны воинам! Те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся» (аль-Бухари 2\426 и Муслим 203).
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, с кем он водит дружбу!» ( Абу Дауд 4833 и ат-Тирмизи 2378).
Абдуль-Самад ибн Йазид рассказывал: «Я слышал как аль-Фудайль ибн ‘Ийад говорил:
«Души подобны воинам; те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не возможно, чтобы приверженец Сунны склонялся к приверженцу нововведений, кроме как из-за лицемерия».
Ибн Батта сказал:
«Правдив был аль-Фудайль, да смилуется над ним Аллах, ибо мы своими глазами видим такое проявление» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 429).
Мухаммад ибн Сахм рассказывал: «Я слышал как Бакъийа сказал: «Аль-Ауза'и говорил:
«Если (даже) кто-либо и скроет от нас свое нововведение, то не будет для нас неизвестным тот, с кем он дружит» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\107 и Ибн Батта «аль-Ибана» 420).
Яхья ибн Са'ид рассказывал о том, что когда Суфийан ас-Саури прибыл в Басру, он посмотрел на положение ар-Раби' ибн Сабиха и на его достоинства перед людьми, и спросил о его мазхабе. На что ему ответили: «Его мазхаб — Сунна». Затем он (вновь) спросил: «А кто его друзья»? Ему ответили: «Къадариты (те, кто отрицает предопределение Аллаха)». Тогда он сказал: «(Значит) он къадарит» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 421).
Сабит передавал о том, что ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Если на одной обширной площади соберутся люди, и все они будут верующими, кроме двух неверующих, которые тоже будут находиться там, то они (обязательно) сдружатся, найдя друг друга среди этой толпы. (Так же как) если соберутся неверующие на одной обширной площади, и будут среди них только двое верующих, то они (обязательно) сдружатся, найдя друг друга среди этой толпы» (См. ат-Табарани «аль-Кабир» 10\130 и Ибн Батта «аль-Ибана» 427).
Однажды сказали имаму аль-Ауза'и, что некий мужчина говорит: «Я сижу как с приверженцем Сунны, так и с приверженцем нововведений». На что он сказал:
«Этот мужчина хочет уровнять истину с ложью».
Ибн Батта сказал:
«Правдив был аль-Ауза'и, так как я говорю, что такой мужчина не отличает истину ото лжи, неверие (куфр) от имана. И относительно этого пришло в Коране и в Сунне от избранного пророка Мухаммада (солляЛлаху 'алейхи уа саллям).
Всевышний Аллах сказал: «Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими шайтанами, говорят: «Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся» (аль-Бакара 14).
Ибн 'Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Лицемер в моей общине подобен овце, бродящей между двумя овцами. В этот раз она находится у этой овцы, а в другой раз - у другой, не зная за кем последовать» (Муслим 2146).
(Пречист Аллах) в наше время увеличился подобный пример среди людей. Пусть Аллах не приумножает подобных им, и избавит нас и вас от зла лицемеров и козней притесняющих!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 430-431).
Я слышал как шейх наш Мухаммад Са'ид Раслян когда читал для нас книгу «аль-Ибана», после этих слов имама ибн Батты сказал:
«Он сказал это в четвертом веке (по хиджре), а что сказать уже о нашем времени (в 15 веке по хиджре)».
‘Умар ибн Мухаммад рассказывал о том, что его отец слышал, как ас-Суфийан ас-Саури говорил:
«Любое заблуждение внешне приукрашено, поэтому не подвергай свою религию тому, чтобы кто-либо вызвал в тебе ненависть к ней» (См. Абу Нуа'им «Хильйатуль-аулийа» 7\29 и Ибн Батта «аль-Ибана» 447).
Абдус-Самад рассказывал: «Я слышал как Фудейль ибн 'Ийад говорил:
«Того, кто проявляет скромность ради Аллаха, Аллах возвышает. А тому, кто сидит с нуждающимся, Аллах приносит пользу посредством этого заседания. Остерегайся сидеть с теми, кто может испортить твое сердце. И не сиди с приверженцем страстей, ибо, поистине, я опасаюсь за тебя ненависти Аллаха» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 451).
Яхья ибн Абу Касир рассказывал о том, что Сулейман ибн Дауд (мир ему) сказал:
«Не выносите решение о причастности кого-либо к чему-либо пока не увидите с кем он дружит» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 460).
Амр ибн Малик рассказывал о том, что Абу аль-Джаузаи сказал:
«Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, для меня любимее, чтобы мой дом был переполнен обезьянами и свиньями, чем будет жить со мной по соседству кто-нибудь из приверженцев своих страстей. Ведь они подпадают под этот коранический аят: «Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди» (Али-‘Имран 119)». (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\102 и Ибн Батта «аль-Ибана» 467).
Яхья ибн Ясар рассказывал: «Я слышал как Шарик говорил:
«Для меня любимее, чтобы в каждом племени был осел, чем будет в ней такой-то, отец такого-то». А тот мужчина был из приверженцев нововведений» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 472).
Я слышал как шейх Мухаммад Са'ид Раслян после этого сказал:
«Потому что осел приносит людям пользу, неся на себе их потребности. А что касается приверженца нововведений, то он портит религию людей и влияет на их сердца».
Абу Хатим рассказывал: "Я слышал как Ахмад ибн Синан говорил:
«Если мужчина живет по соседству с приверженцем нововведений, то я нахожу необходимым для него продать свой дом, если есть такая возможность, дабы он переехал (оттуда в другое место). В противном случае приверженец нововведений погубит его детей и соседей» После чего ибн Синан (в качестве довода) привел хадис, где Пророк (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Пусть тот, кто услышит о том, что появился Даджаль, бежит от него», повторив это три раза, а затем продолжил: «Поистине, человек придет к нему, считая себя верующим, после чего последует за ним, из-за тех искушений, которые он покажет ему» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 474).
Исхакъ ибн Ибрахим рассказывал:
«Спросил я Абу 'АбдуЛлаха (имам Ахмад) о приверженце нововведений, который призывает к своему бид'ату (нововведению) – можно ли сидеть с ним? На что Абу 'АбдуЛлах ответил: «Не сидят и не разговаривают (с ним). Быть может, он принесет покаяние (от своего нововведения)» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 494).
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил:
«Судите о людях по их друзьям, ведь мусульманин следует за мусульманином, а нечестивец следует за нечестивцем!» (См. ат-Табари «Кабир» 9\187 и Ибн Батта «аль-Ибана» 502).
Малик ибн Динар говорил:
«Люди подобны птицам. Голуби (дружат) с голубями, вороны с воронами, утки с утками и воробьи с воробьями. Точно также и все люди дружат с подобными им» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 512).
Хишам ибн 'Урва рассказывал о том, что однажды ‘Умар ибн 'Абуль-'Азиз принялся бить людей за распивание спирных напитков, и среди них так же оказался постящийся мужчина. Когда ему сказали, что он постящийся, он (Умар ибн 'Абуль-'Азиз – ред.) (в качестве довода) прочитал коранический аят:
«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они не веруют в знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» ( Ниса 140)» (См. ‘Абдур-Разак «Мусаннаф» 9\230 и Ибн Батта «аль-Ибана» 515).
Фудейль ибн 'Ийад сказал: «
Непозволительно для верующего сидеть со всеми с кем он пожелает, ибо Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (аль-Ан'ам 68 )» (См. аль-Байхакъи «аз-Зухд аль-Кабир» 2\341 и Ибн Батта «аль-Ибана» 516).
Ибн Шаузаб сказал:
«Одна из милостей Аллаха для юноши и иностранца - это то, что они в начале своего пути стали поклоняться так, как им указал приверженец Сунны, который научил их поклоняться по Сунне, поскольку иностранец усваивает то, что первым доходит до него» (аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\46 и Ибн Батта «аль-Ибана» 517).
‘Амр ибн Къайс сказал:
«Если ты увидишь юношу, который, в начале своего пути растет с приверженцами Сунны и единой общины (ахли-Сунна уаль-джама'а), то ожидай от него благо. А если (наоборот) увидишь его с приверженцами нововведений, то не ожидай от него добра! Поскольку юноша (в основном) остается на истоках своего развития» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 518).
О запретности препирательств относительно религии и о предостережении от спорщиков
Абу 'Алия сказал:
«Два аята в Книге Аллаха столь суровы (или устрашающи ) в отношении тех, которые препираются относительно Корана: «Знамения Аллаха оспаривают только неверующие» (Гафир, 4); а также «А те, которые спорят относительно Писания, находятся в полном разладе с истиной» (аль-Бакара, 176)» (См аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \422 и Ибн Батта «аль-Ибана» 540).
Всевышний Аллах сказал:
«Нет места доводам между нами и вами» (аш-Шура, 15).
Муджахид в толковании этого аята сказал:
«(То есть) нет места спорам между нами и вами» (аль-Бухари «Сахих» 4\1819, ат-Табари «Тафсир» 25\18, Абу На'им « Хильйатуль-аулийа» 3\298 и Ибн Батта «аль-Ибана» 648).
От Айши (да будет доволен ею Аллах) передано, что Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «
Поистине, самым ненавистным для Аллаха среди людей является непримиримый спорщик!».
А в другой версии было сказано:
«Поистине, Аллах ненавидит непримиримого спорщика» (аль-Бухари 5\127 и Муслим 2054).
Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
«Для Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) самым ненавистным среди людей был непримиримый спорщик» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 523).
Однажды некоторые сподвижники Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) спорили относительно аятов Корана, что даже повысились их голоса. После чего вышел к ним Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) разгневанный так, что даже его лицо покраснело. Бросив в них песок, он сказал:
"Успокойтесь, о люди! Именно это погубило тех, которые были до вас. Поскольку они разногласили со своими пророками и приводили одни аяты Писания в противовес другим. Поистине, аяты Корана не были ниспосланы, чтобы опровергать друг друга, но, воистину, они были ниспосланы, чтобы подтверждать друг друга. То, что вы узнали из Корана, поступайте в соответствии с ним. А то, чего не знаете, то обратитесь с этим к тому, кто знает это" (Имам Ахмад 6702. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в "Акида ат-Тахауийа"1\218 ).
А в другой версии говорится, что однажды Посланник Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) вышел к людям, которые спорили относительно предопределения Аллаха. И у Посланника Аллаха (солляЛлаху 'алейхи уа саллям) от сильного гнева покраснело лицо, подобно зерну граната. Затем он сказал:
"Что с вами, почему вы приводите одни аяты Аллаха в противовес другим? Ведь по этой причине погибли те, которые были до вас" (Ибн Маджа 85 и имам Ахмад 6668. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в "Сунан").
Шейх Усаймин говорил:
"Да, Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. То, что тебе известно, то поступай в соответствии с ним, будь это приказ, запрет или какое-либо сообщение (т.е. если это приказ, то выполняй, если это запрет, то сторонись, а если это сообщение, то твердо верь в него — прим. автора статьи). А о том, что тебе неизвестно скажи: "Аллаху об этом лучше известно". И не возлагай его на себя" (См. Шейхуль-Ислам ибн Таймия "Икътидаус-сыратиль-мустаким" стр.38).
Также Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Не препирайтесь относительно религии Аллаха и не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим!» (См. аз-Захаби «Мизан аль- и'тидаль» 2\348 и Ибн Батта «аль-Ибана» 642).
Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды мы совместно вспоминали Коран: кто-то (из нас) приводил один аят, кто-то - другой. После чего вышел к нам Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) разгневанный, словно на его лицо вылился уксус, и сказал:
«О люди, не приводите одни аяты Аллаха в противовес другим, ибо это вселяет в ваших сердцах сомнение! Какой бы народ не сбивался с прямого пути, причиной этому было только препирательство» (ат–Табари « Тафсир» 25\88 и Ибн Батта «аль-Ибана» 796).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Какой бы народ не сбивался с прямого пути после прямого руководства, причиной этому было только препирательство». После чего прочитал этот аят: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (аз-Зухруф, 58)” (ат-Тирмизи 3253. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим «Сахих «Сунан» Ибн Маджа» 1\14).
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается о том, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Препирательство относительно Корана является неверием (куфр)» (Абу Дауд 4603. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса «Сахих «Сунан» Абу Дауд» 3\117).
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передается, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал:
«Я гарантирую дом на окраине Рая тому, кто оставит спор даже если он прав, и дом в середине Рая и на вершине Рая» (Абу Дауд 2051, аль-Байхакъи «Сунан аль-Кубра» 10\349 и Ибн Батта «аль-Ибана» 533).
Джабир рассказывал: «Мухаммад ибн 'Али сказал мне:
«О, Джабир, не препирайся, поистине, спор объявляет ложным Коран» (См. аль-Хатыб аль-Багдади «Тарих Багдад» 5\321 и Ибн Батта «аль-Ибана» 542).
Мухаммад ибн Уаси' рассказывал о том, он слышал как Муслим ибн Ясар говорил:
«Остерегайтесь споров, поистине, в этот момент (спора) проявляется невежество ученого. И посредством этого спора шайтан желает ввести его в заблуждение» (См. Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 2\294 и Ибн Батта «аль-Ибана» 548).
Всевышний Аллах сказал:
«Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (Аль-Ан'ам, 68).
Мухамад ибн 'Али ибн аль-Ханафи сказал:
«Не усаживайтесь с препирающимися, ибо они являются теми, которые разглагольствуют об аятах Аллаха» (См. ат-Табари «Тафсир» 7\229, аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100 и Ибн Батта «аль-Ибана» 553).
аль-Му'ауийа ибн Курра сказал:
«Препирательства относительно религии делают не тщетными деяния» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама'» 1\100, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 9\917 и Ибн Батта «аль-Ибана» 562).
'Умар ибн 'Абдуль-'Азиз сказал:
«Тот, кто часто спорит, не перестает переходить с одной религии на другую» (См. Ибн Са'д «ат-Табакат» 5\372, ибн Абу Шейба «Мусаннаф» 7\175, аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \293 и Ибн Батта «аль-Ибана» 570).
Хузейфа (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Остерегайся менять мнение в религии Аллаха, ибо религия Аллаха — одна» ( См. 'Абдур-Раззак «Мусаннаф» 11\249, Аль-Байхакъи 10\42).
Имам Малик сказал:
«Трудноизлечимая болезнь - менять мнение в религии» (См. «Аль-Ибанату аль-Кубро» 576).
Абу Ибрахим рассказывал о том, что он слышал как Ма'руф говорил:
«Воистину, если Аллах желает добра для раба, то открывает для него двери деяния и закрывает двери спора. А если желает для него зла, то открывает для него двери спора и закрывает двери деяния» (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 2 \295, Абу Ну'аим « Хильйатуль-аулийа» 8\361 и Ибн Батта «аль-Ибана» 589).
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал как имам Малик говорил:
«Коран является руководителем (аль-Имам), а что касается спора, то я не знаю что это!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 590).
Мухаммад ибн Уаси' рассказывал: «В один из дней я увидел Сафуана ибн Мухриза, который находился недалеко от людей, препирающихся между собой. После чего он встал с места и начал, стряхивая свою одежду, говорить:
«Вы не что иное, как зараза! Вы не что иное, как зараза!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 646).
Салих ибн Муслим рассказывал: «В один из дней я был вместе с аш-Ша'би, а когда мы находились перед мечетью, он сказал:
«Вызвали мою ненависть вот эти аль-«араъийун» этой мечети до такой степени, что стали для меня ненавистнее, чем мусор моего двора!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 602).
«Аль-Араъийун" — это те, которые желая поспорить, спрашивают: «А каково твое мнение если будет так или так? А что если будет так и так?» и т.д.
Исма'ил ибн Абу Халид рассказывал о том, что аш-Ша'би сказал: «
Нет для меня ненавистнее слов, чем слова «каково твое мнение, если будет так-то и так-то, а как ты смотришь на то, если будет так-то и так?!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 605).
'Имран говорил:
«Остерегайтесь споров и препирательств! Остерегайтесь тех, которые говорят: «Каково твое мнение, если будет так-то и так, а какой твой взгляд на то, если будет так-то и так?!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 637).
‘Икрима рассказывал о том, что ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Остерегайтесь мнений, ибо Всевышний Аллах отверг мнение ангелов, когда Всевышний сказал им: «Я установлю на земле наместника». Ангелы сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?» Затем Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (аль-Бакара, 30).
Всевышний Аллах сказал Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах» (аль-Маида, 49).
Всевышний Аллах не сказал: «Суди между ними согласно своему мнению» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 812).
Передается, что однажды Абу Муавия рассказывал в обществе Харуна ар-Рашида хадис Абу Хурайры о том, что однажды поспорили Адам и Муса, мир им обоим. Тогда один из присутствующих сказал: "Как это Адам и Муса? Ведь между ними столько лет?!". И тогда Харун ар-Рашид разгневался, вскочил со своего места и сказал:
"Он тебе передаёт хадис от Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), а ты возражаешь и говоришь: "Как?"».
Имам Абу Усман ас-Сабуни относительно действий Харуна ар-Рашида (да смилуется над ним Аллах) сказал:
«Именно таким образом необходимо человеку возвеличивать хадисы Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), принимать их, покориться им и верить в них. И также необходимо строго порицать того, кто пошел в этом вопросе не по тому пути, по которому пошел Харун ар-Рашид (да смилуется над ним Аллах) в отношении того, кто противопоставил достоверному хадису свои умозаключения и пришел с вопросом "Как это возможно?!" в качестве отрицания и невозможности этого, не принял сообщение от Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), тогда как является обязательным принимать все то, что достоверно пришло от Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)» (См. Акъида Асхабуль Хадис стр.98).
Рассказывал Закран о том, что аль-Хасан запрещал препирательства относительно религии. И он говорил:
«Спорит тот, кто сомневается в своей религии» (См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\98, аль-Бухари «ат-Тариху аль-Кабир» 1\244 и Ибн Батта «аль-Ибана» 609).
Харис сказал:
«Если двое мужчин сидят и спорят относительно религии, то пусть знают, что пребывают в бид'ате (нововведении) пока не разойдутся» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 615).
Махди ибн Маймун рассказывал: «Я слышал, что когда некий мужчина спорил с Мухаммаом ибн Сирином относительно чего-то, тот сказал:
«Поистине, я знаю, что ты хочешь, и я лучше знаю (как правильно вести) спор, чем ты, но тем не менее, я не спорю с тобой» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 623).
Имам Малик рассказывал:
«Если Сулейман ибн Ясар слышал в каком-либо маджилисе спор, то вставал и покидал их» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 626).
Аль-Хасан ибн 'Амр рассказывал о том, что Ибрахим сказал:
«Я никогда (ни с кем) не спорил» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 631).
'Анбасат рассказывал о том, что Джа'фар ибн Мухаммад сказал:
«Остерегайтесь препирательства в религии, ибо оно порождает лицемерие!» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 636).
Маймун Абу 'Амр сказал:
«Не достигнет раб истинной веры (имана) пока не оставит препирательства даже если будет прав» (См. аль-Байхакъи «Шу'абуль-иман» 4 \317 и Ибн Батта «аль-Ибана» 645).
Ибн Уахб рассказывал: «Я слышал как Анас ибн Малик говорил:
«Спор относительно знаний ожесточает сердце и порождает ненависть» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 653).
Аль-Асма' рассказывал: «Я слышал как А'раби говорил:
У того, кто спорит с людьми, изъян в мужской доблести и чести. А тот, кто часто выделяется чем-то, познается этим» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 657).
Пречист Аллах, обладающий абсолютным совершенством и далекий от любых недостатков! И действительно когда человек часто выделяется чем-то с нехорошей стороны, становится известным среди людей с нехорошей стороны, а так же наоборот, если выделяется чем-то с хорошей стороны, то люди его знают только с хорошей стороны. Прошу Аллаха, чтобы Он сделал нас из тех, кто часто проявляет себя тем, чем доволен Всевышний Аллах!
О предостережении Пророком (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) своей общины от людей, которые спорят посредством иносказательных (муташабих) аятов Корана
Айша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «О, посланник Аллаха, кого имел в виду Всевышний Аллах в своей Книге:
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха» (Али -‘Имран, 7)? Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил:
«Это те, которые спорят относительно Корана. Они и есть те, которых имел в виду Всемогущий и Великий Аллах. Посему остерегайся их, о, Айша!» (См. ат-Табари «Тафсир» 3\179 и Ибн Батта «аль-Ибана» 776).
Также Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту» и до конца аята, сказал:
«Если увидите тех, которые следуют за иносказательными аятами (муташабих), они и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайтесь их!» (аль-Бухари 4273, Муслим 3\2053 и Ибн Батта «аль-Ибана» 777).
А в другой версии хадиса Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) прочитав аят
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал:
«Всевышний Аллах предостерегает вас от них, посему, если увидите их, остерегайтесь» (См. ат-Табари «Тафсир» 3\179 и Ибн Батта «аль-Ибана» 778).
Суфьян ибн Хусейн рассказывал: «Я слышал как аль-Хасан, прочитав аят
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих), желая посеять смуту», сказал:
«(То есть) желая заблуждения» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 782).
Абу Умама, относительно аята
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал: «
(То есть) это хариджиты и приверженцы нововведений» (Имам Ахмад «Муснад» 5\262, ат-Табари «Тафсир» 28\86, аль-Маруази «ас-Сунан» 1\22 и Ибн Батта «аль-Ибана» 783).
Ар-Раби’ ибн Анас относительно слов Всевышнего Аллаха
«Те, в чьих сердцах отклонение, следуют за иносказательными аятами (муташабих)» сказал:
«(То есть) в чьих сердцах сомнение» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 786).
Хамад ибн Зейд рассказывал: «Я слышал как Айюб говорил: «
Любой из известных мне приверженцев своих страстей спорит посредством иносказательных аятов Корана (муташабих)» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 788).
Сулейман ибн Ясар рассказывал о том, что однажды некий мужчина из племени бану тамим, которого звали Сабиг ибн ‘Исйл, прибыл в Медину, имея при себе книги. После чего начал спрашивать об иносказательных аятах Корана (муташабих). Дошло это до ‘Умара (да будет доволен им Аллах) и он повелел, чтобы его привели к нему. И ‘Умар к его приходу приготовил для него палку из ствола пальмы. Затем, когда тот зашел к ‘Умару и сел, ‘Умар спросил его: «Кто ты?» Он ответил: «Я Сабиг». На что ‘Умар сказал: «А я ‘Умар ‘АбдуЛлах». После чего он начал бить его этой палкой, пока не рассек ему голову, что даже кровь потекла по его лицу. Затем он (Сабиг) сказал: «Достаточно, о повелитель верующих! Клянусь Аллахом ушло от меня то, что я находил в своей голове» (См. Ибн Батта «аль-Ибана» 789).
‘Умар же (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Скоро придут люди, которые будут спорить с вами посредством иносказательных аятов Корана (муташабих). Поэтому спорьте с ним посредством Сунны, ибо приверженцы Сунны лучше знают Книгу Аллаха»(См. аль-Лялякаи «'Итикъад ахлю-ас-Сунна уаль-Джама' 1\94 , Ибн Батта «аль-Ибана» 790 и др.).
О важности предостережения от приверженцев нововведений
Шейхуль-Ислам ибн Таймийа сказал:
«Поистине, разъяснение положения лидеров приверженцев нововведений из числа тех, которые высказывают речи, противоречащие Корану и Сунне, или вводят поклонения, противоречащие Корану и Сунне, и предостережение людей от них является обязательным по единогласному мнению ученых. Более того, когда спросили Ахмада ибн Ханбаля: «Кто для тебя более любим: тот мужчина, который держит пост, совершает молитву и и'тикаф, или же тот, кто опровергает приверженцев нововведений?», - он ответил: "Если человек поститься и молится, совершает и'тикаф, то все это для него самого, а если опровергает приверженцев нововведений, то это для мусульман, и это лучше".
Имам Ахмад указал на то, что в этом содержится общая польза для всех мусульман в их религии, и что это является одним из видов джихада на пути Аллаха. Так как очищение пути Аллаха, Его религии, манхаджа и Его шариата, а также устранение притеснения приверженцев нововведений и проявление враждебности к ним из-за этого является обязательным для части общины (уаджиб кифая) по единогласному мнению ученых. Если бы не было тех, кого Аллах назначил для отведения вреда этих приверженцев нововведений, то непременно религия испортилась бы! И нечестие подобных людей хуже, чем нечестие врагов из числа захватчиков (явившихся) с земель неверных, поскольку (даже) если эти неверные (и) одержат верх, они не смогут испортить сердца людей и их религию..., тогда как приверженцы нововведений в первую очередь портят сердца людей!» (См. "Маджму'у аль-фатауа", 28/231).
Шейхуль-Ислам ибн Таймийа так же говорил:
«Если человек является приверженцем нововведений (мубтади'а), который призывает к убеждениям, которые противоречат Корану и Сунне, и существует опасность того, что люди впадут в заблуждение из-за этого, то необходимо разъяснить его положение, дабы они остерегались его заблуждения и знали его положение.
И все это должно быть в виде наставления, желая этим Лика Всевышнего Аллаха, и не должно быть по причине личностных отношений. Например, если между ними существует вражда, которая касается этой жизни, или зависть, или ненависть или же между ними борьба за какую-либо должность, и после этого один говорит о предосудительных деяниях другого, проявляя этим внешне искреннее отношение к нему, но в душе желая унизить эту личность и рассчитаться с ним сполна, то такой поступок является из деяний шайтана» (См. "Маджму'у аль-фатауа", 28/221).