абу София   09-08-2016, 05:46 PM
#1
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего

Дозволено ли женщине отправляться в путь для поиска знаний и совершения хаджа без махрама

Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не дозволено женщине отправляться в путь без махрама[1] , будь это поездка с целью поиска знаний, визита, совершения хаджа и ‘умры, и прочего, исходя из обобщенных слов Пророка (ﷺ): «Пусть женщина не отправляется в путь, кроме как с махрамом»» (см.: «Силсиля ликаъат аль-баб аль-мафтух» 118).
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «Для женщины, у которой нет махрама, не является обязательным совершение хаджа, поскольку махрам по отношению к ней относится к области возможности, а возможность является условием совершения хаджа[2] . О чем сказал Всевышний Аллах: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (Али ‘Имран,97).
Не дозволено женщине выходить в путь для совершения хаджа и прочего, кроме как с мужем или с махрамом, так как имам аль-Бухари и Муслим передали хадис со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, который слышал, как Пророк (ﷺ) сказал: «Пусть не остается мужчина наедине с посторенней женщиной, кроме как если вместе с ней махрам. Пусть женщина не отправляется в путь, кроме как с махрамом». После чего поднялся со своего места один человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Воистину моя супруга вышла в хадж, а я зачислен (в войско для участия) в таком-то походе». Пророк (ﷺ) сказал: «Отправляйся в хадж вместе со своей женой». Это мнение аль-Хасана, ан-Наха’и, Ахмада, Исхака, Ибн Мунзира и прочих имамов, и это мнение является правильным согласно вышеприведенному кораническому аяту и обобщенных хадисов, в которых запрещается женщине выходить в путь без мужа или махрама. Противоречат этому мнению Малик, Аш-Шафи’ и аль-Ауза’и, каждый из которых поставил условие, в пользу которого нет довода. Ибн Мунзир сказал: «Оставили мнение, основанное на очевидном хадисе, и обусловили условие, пользу которого нет довода».
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
(см.: «Фатауа аль-Ляджнату адь-Даийма» 11\90).

Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, даже на самолете


Шейха ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Дозволено ли для женщины, чтобы она отправилась в путь без махрама на самолете, в котором ей будет обеспечена безопасность?».
Ответ: «Пророк (ﷺ) сказал: «Пусть женщина не отправляется в путь, кроме как с махрамом». Это было сказано Пророком (ﷺ) в одной из своих проповедей во время хаджа, после чего поднялся со своего места один человек и сказал: «О, Посланник Аллаха! Воистину моя супруга вышла в хадж, а я зачислен (в войско для участия) в таком-то походе». Пророк (ﷺ) сказал: «Отправляйся в хадж вместе со своей женой». Пророк (ﷺ) велел ему, чтобы он оставил поход и совершил хадж со своей женой. И он не спросил его: «Твоя жена не опасается за себя? Или она с женщинами? Или она со своими соседями?!». Это указывает на обобщенность запрета выхода женщины в путь без махрама, поскольку за этим следует опасность даже в самолете. Давайте проследим за событиями, которые случаются во время пути:
1. Когда мужчина, который пожелал, чтобы его жена отправилась в путь на самолете, возвращается с аэродрома после того, как проводит свою супругу?! Воистину, он возвращается тогда, когда жена ожидает самолет, чтобы войти в него, в итоге она остается в зале ожидания одна без махрама.
2. Допустим, муж зашел в зал ожидания и остался с ней до тех пор, пока она не улетела. Разве не может самолет вернуться во время пути? И такое случается, самолет может вернуться из-за технических нарушений или нелетной погоды.
3. Предположим, что женщина продолжила свой путь и прибыла в город, в котором она должна была приземлиться. Однако аэродром в этом городе был занят, или воздушное пространство аэродрома не было подходящим для посадки, после чего самолет отправляется в другое место. Такое вполне вероятно.
4. Даже если самолет приземлится в установленное время и в определенный аэродром, однако махрам ее, который должен был ее встретить, не прибыл по причине каких-то проблем, которые постигли его внезапно.
5. Даже если махрам прибыл в установленное время, то остается у нас еще одна опасность: кто тот, который был рядом с этой женщиной в самолете? Не бывает так, чтобы рядом с ней находились только женщины. Рядом с ней может оказаться мужчина. Быть может, этот мужчина будет улыбаться ей, беседовать с ней и шутить, возьмет номер ее телефона и даст ей свой номер и т.д. Разве это не возможно? Кто же обезопасен от этого?!
Поэтому существует великая мудрость в том, что Пророк (ﷺ), без всяких подробностей и ограничений, запретил женщине отправляться в путь без махрама.
Однако кто-то может сказать: «Воистину Пророк (ﷺ) не знал о сокровенном. Он не знал об этих самолетах. Быть может, он запрещал отправляться в путь на верховых животных, а не на самолетах. Поэтому женщина не отправляется в путь на верховом животном, кроме как с махрамом. Ибо Посланник (ﷺ) не знал о самолетах, которые преодолевают расстояние между Тоифом и Риядом за 1 час и 24 минуты, тогда как расстояние между ними целый месяц (если отправиться в путь на верховом животном)».
Ответ на это таков: если Посланник Аллаха (ﷺ) не знал, то знал его Господь. Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (ан-Нахль 89).
Я предостерегаю своих братьев от этой очевидной опасности, чтобы они не проявляли небрежности и не были снисходительны к своим женщинам в вопросе их путешествия без махрама. Также предостерегаю я их от того, чтобы их жены не оставались наедине с посторонним водителем в машине, даже если это в своем городе, поскольку это положение опасное. Я их предостерегаю также от того, чтобы их жены не оставались наедине с родственниками мужского пола со стороны мужа в одном доме. Так как Пророк (ﷺ) сказал: «Остерегайтесь того, чтобы приходить к женщинам». После чего сказал некий человек из ансаров: «О, посланник Аллаха! А что ты думаешь о родственниках мужа? На что он ответил: «Родственники мужа – смерть», т.е. остерегайся его сильнее»
(см.: шейх Ибн Усеймин - мин фатауаху и’дат: Ашраф ибну Абд аль-Максуд 2 \ 852-853).
Спросили ученых постоянного комитета Саудовской Аравии по фетвам: «У меня есть племянники, один - со стороны брата, ему пятнадцать лет, а другой - со стороны сестры, ему четырнадцать лет, считаются ли они для меня махрамом?
Правильно ли, чтобы махрам был действительным, он должен различать между вещами, цветами, красотой, сладостями и т.п.? Или он должен достичь совершеннолетия?».
Ответ: «Условием махрама, который сопровождает женщину, является - разумность и совершеннолетие. Поскольку посредством малыша и неразумного не достигается цели махрама, как защита женщины и выполнение ее потребностей. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (см.: «Фатауа аль-Ляджнату адь-Даийма» 18\305).
Также их спросили: «Дозволено ли женщине выходить одной в путь на самолете без махрама?».
Ответ: «Выходит женщина в путь не иначе как с махрамом или с мужем. Независимо от того, расстояние длинное или короткое. Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (см.: «Фатауа аль-Ляджнату адь-Даийма» 18\308).

И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!

Перевод: Абу Сумая Казахстани

_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Махрамы – это те, с которыми мужчине (и женщине) навсегда запрещено вступать брак. И это может быть по следующим трем причинам:
Первая причина: по причине прямого кровного родства.
Вторая причина: по причине вступления в родственные отношения путем заключения брака.
Третья причина: по причине молочного родства.
Подробнее об этом можете прочитать в нашей статье под названием: «О махрамов женщин и мужчин».
[2] Прим. переводчика: Также я слышал, как шейх Раслян, да хранит его Аллах, говорил, что если у женщины-мусульманки нет махрама для совершения хаджа, то ей не является обязательным совершение хаджа, так как она считается той, которая не в состоянии совершить хадж, так как одним из условий совершения хаджа у женщин является наличие махрама.
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.