С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О том, что дозволенно человеку попросить праведного мусульманина, чтобы он помолился Аллаху за него
Выдающийся ученый, шейх Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Кашфу шубухат» писал: «Мы не отрицаем дозволенность обращения к творению за помощью в том, на что он способен, о чем и сказал Всевышний в истории пророка Мусы: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил» (сура «аль-Къасас», 15-аят). Как просит человек помощи у своих товарищей на войне или у других людей в каких-либо вещах, на которые способно творение. Но мы отрицаем поклонение посредством обращения за помощью к мертвым святым у их могил либо к живым в их отсутствие в том, на что способен только Аллах.
Если же это ясно, то обращение людей за помощью к пророкам в День воскресения с просьбой воззвать к Аллаху, чтобы Он начал расчет людей, дабы обладатели Рая ощутили покой после мук стояния, является дозволенным как в мирской жизни, так и в будущей вечной жизни. Поэтому ты ходишь около праведного и живого человека, он сидит с тобой, прислушивается к твоим словам, после чего ты ему говоришь: «Попроси Аллаха за меня», - как делали подобное сподвижники Посланника Аллаха (ﷺ), прося его при жизни. А что касается (обращения к нему) после его смерти, то они (сподвижники) бесконечно далеки от того, чтобы просить Пророка (да благословит и приветствует его Аллах) у его могилы. Напротив, праведные предшественники порицали даже тех, кто обращал мольбу к Аллаху у его могилы (ﷺ), а что можно уже сказать о взывании к самому Пророку (ﷺ)?» Конец слов шейха, (да смилуется над ним Аллах).
Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) относительно слов шейха сказал: «Шейх (да смилуется над ним Аллах) упомянул о том, что нет проблем, чтобы ты пришел к праведному мужчине, которого ты знаешь и знаешь о его праведности, и попросил его о том, чтобы он помолился Аллаху за тебя. Это истина, но не желательно человеку брать это привычкой или обычаем - всякий раз, когда видит праведного мужчину, говорить: «Попроси Аллаха за меня». Поистине, подобное не из обычаев праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). И также в этом содержится упование на мольбу другого. Ведь известно, когда человек сам взывает к своему Господу, то это лучше для него, поскольку он совершает поклонение, приближается ею (мольбой) к Всевышнему Аллаху. Ибо мольба (дуъа) – это один из видов поклонения, о чем сказал Всевышний Аллах: «Взывайте ко мне, и Я отвечу вам» (сура «аль-Гафир», 60-аят).
Когда человек взывает сам к своему Господу, то он получает награду за поклонение, потом полагается на Всевышнего Аллаха в принесении пользы и отведении вреда. В отличие от того, когда он просит кого-либо, чтобы тот попросил Аллаха за него, то (в таком случае) он полагается на него и, быть может, даже привязывается к нему больше, чем к Всевышнему Аллаху. В подобном положении есть опасность. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Когда человек просит кого-нибудь, чтобы он помолился за него, то это из порицаемых просьб».
Необходимо человеку, который просит кого-нибудь помолиться за него, иметь намерение этим, чтобы это принесло пользу тому, кого он просит (помолиться), по причине его мольбы за него. Ибо тот, кто взывает к Аллаху за этого человека, вознаграждается за это, и, может быть, обретет то, о чем сообщается в хадисе, где говорится, что когда человек просит Аллаха за своего брата в его отсутствие, ангелы говорят: «Амин! И тебе того же»» (См: Шейх Ибн ‘Усаймин «Шарх Кашфу аш-Шубухат», стр. 89)[1] .
И в заключении воздаю хвалу Аллаху, Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Так вот, нет никаких проблем, чтобы человек попросил праведного, живого человека, чтобы он попросил за него Аллаха, как делали это сподвижники Пророка (ﷺ) при его жизни. Как пришло в хадисе, что однажды один бедуин во время засухи попросил Пророка (ﷺ) чтобы он попросил у Аллаха для них дождя. (аль- Бухари 1013 и Муслим 897).
Также пришло в хадисе, что одна рабыня, которая страдала эпилепсией, попросила Пророка (ﷺ), чтобы он попросил у Аллаха исцеления от этой болезни. На что Пророк (ﷺ) предоставил ей выбор между терпением и мольбой. Она выбрала терпение, надеясь на награду Аллаха в Судный день. Однако она попросила Пророка (ﷺ), чтобы он попросил у Аллаха, чтобы не обнажались части ее тела при припадках эпилепсии. (аль-Бухари, 5652 и Муслим, 2576).
Аллаху Акбар (Аллах Велик)! Обратите внимание, как сподвижницы беспокоились и оберегали свои тела от обнажения. А в наши дни женщины сами обнажают свои тела, не говоря уже об эпилепсии. Просим у Аллаха защиты от этого и прощения!