абу София   11-10-2017, 03:35 AM
#1
О некоторых благопристойностях (адабах), связанных с гостеприимством и гостем


(Второе издание
дополненное и переработанное)


С именем Аллаха Всемилостивого, Дарующего милость

О том, что проявление щедрости гостю является из признаков веры в Аллаха и в Судный день, и является из полноты ее


Мусульманин обязан проявлять щедрость своему гостю, так как это является из полноты веры (имана), если это из полноты имана, то не проявление щедрости является недостатком его.
Со слов абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщают о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть проявляет щедрость своему гостю» (аль-Бухари 6018 и Муслим 47).
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Гостеприимство это из благопристойностей (адабов) Ислама и нравов пророков и праведников».
Абу ‘Умар в «аль-Истизкар» (8\369) сказал: «Ученые единогласны в том, что проявляющий щедрость гостю является хвалимым, и что гостеприимство – это из сунны посланников и что (пророк) Ибрахим был первым, кто проявил гостеприимство гостю».
Шакыйк сказал: «Нет ничего более любимого мною, чем гость, так как удел (ризк) его от Аллаха, а награда полагается мне» (см.: «Сияр А‘лям ан-Нубаля» 9\315).
Шейх ‘Аббад, да хранит его Аллах, сказал: «Щедрость гостю является из прелестей этого шариата. Одним из благонравий является благодеяние и щедрость по отношению к гостю. Поэтому Пророк (ﷺ) побуждал к этому, говоря: «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть проявляет щедрость своему гостю»» (см.: «Шарх Сунан аби Дауд»).

О том, каким образом следует проявлять щедрость гостю

Что касается того, каким образом должен мусульманин проявлять щедрость своему гостю, то это возвращается к общепринятому обычаю своего народа, так как в фикхе есть известное правило, которое гласит: «Если пришло что-либо в шариате в абсолютном виде без каких-либо четких указаний (и определений), то в этом случае руководствуются традицией».
Если Всевышний Аллах или Его посланник (ﷺ) приказали что-то в общей форме, но при этом не установили каких-либо ограничений, то в этом случае возвращаются к общепринятому обычаю, если он не противоречит Корану и Сунне.
Например, Всевышний Аллах говорит: «И живите с ними достойно» (Ан-Ниса, 19). Всевышний Аллах не указал, каким образом должны супруги относиться друг к другу. В таком случае, как говорят ученые, что это возвращается к обычаю. Но следует знать, что если в каком-либо обычае принято такое дело, которое противоречит шариату, то такому обычаю следовать запрещено. Как, например, в какой-либо традиции жене дозволено не отвечать мужу, если он позовет ее в постель, или разрешено не слушаться его даже в том, что не является грехом, или проявлять перед ним высокомерие и прочее, то в этом случае ей запрещено следовать этому обычаю в этом вопросе, так как в шариате такой поступок строго запрещен.
Тот же самый принцип касается и проявления щедрости к соседям и гостям. В этом вопросе также руководствуются общепринятыми традициями, поскольку шариат не сделал каких-либо ограничений в этом вопросе. Но здесь также нужно смотреть. Если в каком-либо обычае принято поить гостя алкоголем, например, то запрещено следовать такой мерзкой традиции, поскольку это строго запрещено шариатом.
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк (ﷺ) не ограничил проявление щедрости с чем-то, однако сказал это в абсолютном смысле, поэтому это возвращается к тому, что считают люди проявлением щедрости» (см.: «Шарх Рияд ас-Солихиин» 4/109-110).
Имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Гость – это тот, кто остановился у тебя, как, например, если путник (временно) поселился у тебя, то он является гостем, по отношению к которому обязательным является проявить щедрость тем, что считается щедростью» (см.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауийа» стр.142).
Также имам Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, относительно хадиса «Тот, кто уверовал в Аллаха и в Судный день, пусть проявляет щедрость своему соседу» сказал: «Проявление щедрости пришло в абсолютном виде, в этом случае обращаются к общепринятому обычаю. Иногда щедрость к соседу проявляется тем, что ты идешь к нему, приветствуешь его и общаешься с ним, иногда же тем, что ты зовешь его к себе домой и угощаешь его, а иногда проявляется тем, что ты даришь ему подарок. Поэтому этот вопрос возвращают к общепринятой традиции» (см.: «Шарх аль-Арба’иин ан-Науауийа» стр.143).
Мы, к сожалению, нередко бываем свидетелями тому, как некоторые по причине невежества или же каких-либо дурных целей обвиняют приверженцев Сунны, приверженцев праведных предков (саляфитов), в том, что они якобы отрицают и не признают традиций своего исламского народа. Однако читатель заметил, что подобное обвинение является сущей неправдой, поскольку приверженцы Сунны во многих вопросах следуют традициям, за исключением того, что противоречит шариату Аллаха.
Приверженцы праведных предков (саляфиты) соблюдают традиции своего мусульманского народа и признают их, за исключением того, что противоречит шариату Аллаха, так как они не могут поставить что-либо выше закона Аллаха. А те, которые обвиняют их в том, что они якобы не признают традиций своего исламского народа, прибегают к этой неправде только лишь потому, что приверженцы Сунны не признают именно такие традиции, которые очевидно идут в противоречие Корану и Сунне!


О том, что гостеприимство длится три дня, а после этого является милостыней (садакой)


От абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, сообщается о том, что Пророк (ﷺ) сказал: «Гостеприимство длится три дня, а то, что будет после этого, является - садакой» (аль-Бухари в «аль-Адабу аль-Муфрад» 742).

О том, что не дозволено задерживаться в гостях так, что это может привести хозяина в затруднительное положение


От абу Шурейха аль-Ка'бий, да будет доволен им Аллах, передают, что Пророк (ﷺ) сказал: «Тот, кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть говорит о хорошем или молчит. Тот же, кто уверовал в Аллаха и Судный день, пусть проявляет щедрость гостю подарком в течение дня и ночи. Гостеприимство длится три дня, а то, что будет после этого, является садакой. И не дозволенно гостю задерживаться у него так, что это может привести хозяина в затруднительное положение» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 743).
Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Был спрошен Малик об этом хадисе, он ответил: «Это проявление щедрости и уважения в течение дня и ночи. Три дня длится гостеприимство».
Однако ученые разошлись относительно понимания трех дней, входит ли первый день в эти три дня или нет?
Сказал Абу 'Убейд: «Хозяин обязывает себя тем, что он в первый день проявляет гостю благочестие, мягкость и доброту, а во второй и в третий день подает гостю то, что есть у него и не превышает сверх своего обычного»
(см.: «Фатхуль-Бари» 10\549).
В другой версии, передаваемой имамом Муслимом, передают, что Пророк (ﷺ) сказал: «Не дозволено мусульманину находиться у своего брата так долго, что он станет вводит его в грех». Тогда его спросили: «О, посланник Аллаха! Как он может ввести его в грех?» Пророк ответил (ﷺ): «Это случится, если он будет пребывать у него до такой степени, что у хозяина не найдется ничего, чем бы он угостил своего гостя».
Имам ан-Науауи, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Это потому, что хозяин может начать злословить (гиба) за спиной гостя из-за того, что он находится у него длительное время, или может намекать ему, тем самым он может принести ему боль и или же может подумать о нем плохо. Все это может произойти, если нахождение гостя не было по выбору (желанию) хозяина, т.е. когда хозяин сам не просил гостя остаться подольше, или же не было по убежденности гостя в том, что хозяин не станет его порицать» …
И такая польза извлекается со слов Пророка (ﷺ), когда он сказал: «И не дозволено ему загоститься у него так, что это может привести хозяина в затруднительное положение». Поэтому понимается из этого то, что если нет затруднения, то тогда дозволенным становится (пребывание в гостях)»
(см.: «Фатхуль-Бари. 10\550).
Ибн Батталь, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Не желательно человеку находиться в гостях более трех дней, чтобы не причинить хозяину трудности. А иначе садака со стороны хозяина будет в виде упрека и оскорбления» (см.: «Фатхуль-Бари 10\550).

О благопристойностях вхождения в дом хозяину


Не желательно гостю стучаться в дверь или звонить в дверной звонок больше трех раз. А также, чтобы этот стук было слегка, соблюдая благопристойности. Сначала он стучится кончиками пальцев, ударяя ногтями по двери, затем самими пальцами, а потом уже звонит в дверной звонок, не удлиняя его. Но если место, в котором находится хозяин, расположено далеко от двери или от звонка, то нет проблем, если повысить стук так, чтобы услышал хозяин и никто другой, кроме него. Если хозяин позволит войти и входящих будет несколько, то первым заходит и произносит приветствие со словами: «ассаламу алейкум» тот из них, кто выше по положению или старше. После чего приветствует хозяина тот, кто ниже по положению (или младше по возрасту). (см.: «Фадлуль-‘Ильм» стр.305).
Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Поистине, в дверь Пророка (ﷺ) стучались ногтями» (аль-Бухари в «аль-Адаб аль-Муфрад» 1080. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сахихе» 2092).
Аль-Джииляни, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «…Поистине, они (сподвижники) поступали таким образом, проявляя уважение и почтение. И так поступать является правильным для того, кто находится вблизи двери. А что касается того, кто находится далеко от двери так, что не дойдет до него звук стука, если постучатся кончиками пальцев, то в таком случае желательно повысить стук так, чтобы его услышал хозяин дома» (см.: «Фадлу-Ллах ас-Самад» лиль Джилани 2\516).
Также не желательно гостю говорить: «Это я, это я», не называя своего имени, в то время, когда хозяин его спрашивает: «Кто за дверью?» или «Кто там?».
Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Однажды я пришел к Пророку (ﷺ) относительно долга, который был на моем отце, и постучался в дверь. После чего Пророк (ﷺ) спросил: «Кто там?». Я ответил: «Это я». Затем он, выражая недовольство, сказал: «Это я, это я»» (аль-Бухари 5887).
Также если дверь открыта, то пришедший не поворачивается лицом к двери, однако стоит с права или слева от угла двери, после чего произносит приветствие, сказав: «ассаламу алейкум» (см.: «Фадлуль-‘Ильм» стр.305).
Однажды Сахль ибн Са'д, да будет доволен им Аллах, рассказывал о том, что один человек смотрел в комнату Пророка (ﷺ) из отверстия, а у Пророка (ﷺ) в это время была расческа, с которой он расчесывал свои волосы. Затем он сказал: «Если бы я знал, что ты наблюдаешь, то я непременно пронзил бы ею твой глаз. Ибо было установлено просить разрешения войти для того, чтобы не наблюдать» (аль-Бухари 5896 и Муслим 2156).

И в заключении воздадим хвалу Аллаху, Господу миров!


Подготовил: Абу Сумая Казахстани.


Использованная литература и источники в интернете:

1. «Тафсир Ибн Касир».
2. «аль-Адабу аль-Муфрад» имама аль-Бухари.
3. «Фатхуль-Бари» Ибн Хаджара.
4. «аль-Кауа’идуль-фикъхийа» шарх шейха Ибн Усеймина.
5. «Аль-Арба‘иин» шарх шейха Ибн Усеймина.
6. «Фадлуль-‘Ильм» шейха Мухаммада Са’ида Расляна.
7. «Да'аъиму минхаджи ан-Нубува» шейха Мухаммада Са’ида Расляна.
8. сайт и форум: «https://www.sahab.net/home/
  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.