Послание на тему абсолютного слепого следования и иджтихада, новшеств, науки калям, и др.
بسم الله الرحمن الرحيم
От Мухаммада Ибн Абдуль Ваххаба – Абдуллаху ибн Мухаммаду ибн Абдуль Латыфу1 , да укрепит его Всевышний Аллах.
Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракятух2 , а затем:
Дошли до нас с вашей стороны письма, в которых содержится порицание и грубость в мой адрес, и когда было сказано, что ты был с ними (теми кто писал эти письма), меня затронуло это, поскольку Аллах, Пречист Он, распространил о тебе хорошее упоминание, и послал в сердца своих рабов любовь к тебе, такую, которую не дал в отношении многих людей, по причине того, что упоминается от тебя касательно твоего противоречия порочным правителям.
И также: по той причине, что я знаю от тебя любовь к Аллаху и Его Посланнику, и хорошее понимание, и следование истине, даже если противоречат тебе ваши большие имамы. И поскольку я встречался с тобой около 20 раз, и мы учили вместе кое-что из тафсира, и хадиса, и ты передал мне часть "Сахиха" аль-Бухари, написав ее, и передав в сносках к ней цитаты из шархов, и сказал касательно вопроса Имана, который упомянул аль-Бухари в начале "Сахиха": "Это является истиной, которую я исповедую перед Аллахом", и мне понравились эти слова, поскольку они противоречат мазхабу ваших имамов-мутакаллимов.
И ты также мы обсуждали подробно некоторые научные вопросы, и я передавал от тебя тем, кто обучается у меня, то чем наделил тебя Аллах, из числа хорошего понимания, и любви к Аллаху и вечной жизни. И по этим причинам, я не думал, что ты поспешишь в этом вопросе, потому что те, кто вышли в нём против меня, ошибающиеся при оценке с любой стороны, поскольку, если истина – у их оппонента, то их ошибка ясна, а если истина с ними, то следует призывающему к Аллаху призывать, используя лучшие методы, кроме как с теми, что проявили несправедливость, и приказал Аллах своим двум Посланникам – Мусе и Харуну – чтобы они сказали Фараону мягкие слова, быть может, он устрашится или задумается.
И следует судье – да возвысит его Аллах посредством подчинения Ему – когда испытывает его Аллах этим постом – вести себя согласно адабу, который упомянул Аллах в своей Книге, которая ниспослана, чтобы разьяснить людям то, в чём они разногласят, и прямым руководством, и милостью для глубоко убежденных людей.
Из из этого адаба – то, чтобы не отвратили его те, которые лишены убежденности (Ар-Рум, 60), и чтобы он удостоверлся, когда до него доходят сплетни мунафиков, и нечестивцев, и не торопился.
И описал Аллах мунафиков в своей Книге посредством их качеств, и упомянул ответвления лицемерия, чтобы избегать их, и также держаться в стороне от людей, у кого есть эти качества. И Аллах описал их красноречием, красотой изложения, хорошо подвешенным языком, и даже хорошим обликом, как это пришло в Его Слове: "Когда ты смотришь на них, их тела восхищают тебя. Когда они говорят, ты слушаешь их слова" (аль-Мунафикун, 4), и описал их хитростью, ложью, и издевательством над верующими, в начале суры "Аль-Бакара", и описал их двусмысленными словами, и описал их тем, что они входят в споры между людьми с тем, что не любят Аллах и Его Посланник, в Его Словах: "О Посланник! Пусть тебя не печалят те, которые стремятся исповедовать неверие.." и до конца аята (аль-Маида, 41), и описал их презрением к верующим, и их действиям, и описал их и другими качествами в сурах "аль-Бакара", и "Бара" (ат-Тауба), "аль-Киталь" (Мухаммад), и других, советуя своим верующим рабам остерегатья этих качеств, и тех, кто описан ими.
И запретил Аллах своему Пророку подчиняться им во многих местах, так как же будет разрешенным подобному тебе принимать от подобных им?! И хуже этого намного – быть тебе убежденным, что они из числа людей знания, и посещать их в их домах, и возвеличивать их, и я не говорю это именно о ком-то конкретном, однако как совет, и поясняя то, что содержится в Книге Аллаха, касательно политики этого мира и религии, поскольку большинство людей отбросили это за свои спины.
Что же касается того, что упомянуто вам про меня: то я не пришёл с этим опираясь на невежество, однако я скажу – а вся хвала и благодарность Аллаху, и Он – источник сил – что истинно, меня наставил мой Господь на прямой путь, посредством правой веры, религии Ибрахима, который не был из числа мушриков. И я не призываю - и вся хвала за это Аллаху - к мазхабу какого-то суфиста, или факиха, или мутакаллима, или имама, из числа тех имамов чей статус я возвеличиваю, как Ибн аль-Каййим, аз-Захаби, и Ибн Касир, и другие – однако, я призываю к Одному лишь Аллаху, которому нет сотоварища, и призываю к Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которую он завещал первым из своей Уммы и последним. И надеюсь, что я не отвергну истину, если она придёт ко мне, однако призываю в свидетели Аллаха, и Его ангелов, и все творения, что если придет к нам от вас хоть одно слово из истины – то мы непременно примем ее, и выбросим всё, что противоречит ей, из слов моих имамов, кроме как Посланника Аллаха, ведь он не говорит нчиего кроме истины.
И описанием ситуации будет сказать: не скроется от вас то, на чем были Посланник Аллаха и его сподвижники, и табиины, и табии табиины, и имамы, подобные аш-Шафии, Ахмаду, и подобные им, из числа тех, касательно прямого пути которых единогласны люди истины, и также то, на чем были те, кому была предопределена хорошая участь от Аллаха из числа их последователей.
И не скроется от вас те многочисленные новшества, что внесли люди в их религию, и то, в чём они противоречили пути своих предшественников, и я нашёл, что поздние из них - большинство из них заменило и исказило религию.
И имамы, и главы, и самые знающие, и самые поклоняющиеся и аскетичные из поздних, подобные Ибн аль-Каййиму, хафизу аз-Захаби, хафизу Имаду Ибн Касиру, хафизу Ибн Раджабу, крайне сильно порицали людей своего времени (относящихся к числу ученых), которые лучше Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и автора "Аль-Икна", по единогласному мнению.
И когда аргументировал против них кто либо из людей их времени многочисленностью, и согласием на их пути, они ответили: "Это из самых больших доказательств на то, что это ложно", ведь Пророк, мир ему, рассказал, что его Умма последует путём иудеев и христиан, шаг за шагом, "..до такой степени, что если они войдут в нору ящерицы, вы войдете в нее" (Ахмад, ат-Табарани, ат-Таялиси, аль-Хаким, Абдур-Раззак, и др, шейх Аль-Альбани назвал хорошим)
И упомянул Аллах в Его Книге – что они разделили свою религию, и стали партиями, и они написали книгу своими руками и сказали – "это от Аллаха", и что они оставили Книгу Аллаха и действия согласно ей, и направились к тем книгам, что ввели их предки. И рассказал, что Он завещал им единство, и что они впали в разногласие не по причине исчезновения религии, однако впали в разногласия после того, как пришло к ним знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу, "И они раскололи свою религию на книги, и каждая партия радуется тому, что есть у них" (аль-Му'минун, 53).
И если поймет верующий, слова правдивого: "Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас", и обратит к ним своё сердце, то станет ясным ему, что эти и им подобные аяты, не касаются лишь народа, который был, и ушёл, как думают об этом невежды. Однако, поймёт он, то что пришло от Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Ушёл тот народ, а лишь имеет Аллах ввиду этим вас" (Ибн Аби Хатим, 496)
И возложил Аллах на своих рабов, чтобы в каждой молитве они просили у Него наставление на прямой путь, путь тех, к кому Он проявил свою Милость, а не тех, на кого он разгневался, и заблудших. И кто познал религию Ислам, и то, во что впали люди из ее изменения- познает ценность этого дуа, и мудрость Аллаха в узаконивании его.
И суть дела – является ли обязательным на каждом мусульманине требовать знание о том, что ниспослал Аллах на своего Посланника, и не оправдан никто в оставлении этого абсолютно? Или обязательно ему следовать "Ат-тухфа" (аль-Хейтами), к примеру? И самые знающие из поздних, и крупные из них, как Ибн аль-Каййим, порицали это предельным порицанием, и сказали, что это изменение религии Аллаха, и аргументировали на это тем, что будет очень долго описывать здесь, аятами Книги Аллаха, и словами Посланника Аллаха, предельно ясными для тех, кому Аллах пролил свет на сердце.
Те же, кто разрешают это, или обязывают к этому, (абсолютное слепое следование мазхабам поздних, включая их нововведения) аргументируют лишь очень слабыми сомнительными доводами. Однако, самым крупным из их сомнений является то, что мы – не уполномочены на это (обращение к Корану и Сунне), и не способны на это, и не способен на это никто, кроме муджтахида, и что мы нашли наших отцов на этом, и мы идём по их следам.
И у учёных есть опровержения этого сомнения в таком размере, что это достигает отдельного тома, и из самых ясных опровержений – Слово Всевышнего Аллаха: "Они взяли своих монахов и священников господами помимо Аллаха" (Ат-Тауба, 31), и разьяснил этот аят Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе Ади Ибн Хатима.
И это то, на чём вы сегодня, в основах религии, и в ответвлениях, и я не знаю, чтобы они (яхуды и христиане), превосходили вас в этом хоть на зёрнышко, однако разьясняется правдивость слов Пророка: "..вы последуете за ними шаг за шагом..".
И также обьяснили этот аят и муфассиры, и я не знаю между ними в этом разногласия, и из лучшего толкования это то, что сказал Абу Алия: "Они не поклонялись им, и если бы священники и монахи приказали бы им это, они бы не послушались их. Однако, они имея книгу Аллаха, сказали: "Мы не опередим наших ученых ни в чём, и что они нам прикажут то и сделаем, а то что они нам запрещают – покончим с этим".
И это послание не считается установлением доказательства, или ответом на то, чем аргументировал оппонент, однако я предлагаю ему от себя справедливость, и подчинение истине, а если же вы хотите опровергнуть меня, со знанием и справедливостью, то у вас есть книга "И'лям аль-мукиин" Ибн аль-Каййима, которая находится у Ибн Фийруза в Мушрифе, и он очень развернуто поговорил об этой основе, и упомянул много сомнительных доводов ваших имамов, о которых даже не знаете ни вы, ни ваши отцы, и ответил на них, и аргументировал против них ясными категоричными доказательствами, из числа которых: запрет Аллаха и Его Посланника именно того, что вы делаете, и то, что Пророк, мир ему, и его сподвижники, знали об этом еще до того, как это произошло, и предостерегали людей от этого, и рассказали, что останутся на религии только одиночки, и что Ислам станет чуждым подобно тому, каким чуждым он был в начале.
И вы знаете, что когда Амру ибн Абаса спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в самом начале Ислама: "Кто с тобой на этом?", он ответил: "Свободный и раб", то есть: Абу Бакр, и Биляль. И раз Ислам станет чуждым, подобно тому, каким он был в начале, то сколь же невежественен тот, кто аргументирует многочисленностью людей, и их согласием на какой-то вещи, и другими сомнениями, подобными этому сомнению, которое является великим доводом у тех, кто его придерживается, и презренным перед Аллахом, и перед обладающими знаниями из числа Его творений. Как сказал Аллах: "О нет! Они говорят тоже, что и говорили предыдущие" ("аль-Муминун", 81). И я не знаю ни одного довода, которым вы аргументируете, кроме как упомянул Аллах в Его Книге, что кафиры аргументировали им на считание ложью Посланников, и подобно этому – согласие людей, и подчинение старшим, и тому подобное.
И тот, кому Аллах даровал познание религии Ислам, к которой призывал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поймёт ценность этих аятов, и доводов, и нужду людей в них. А если вы утверждаете, что эти имамы упомянули это (обязательность возвращаться к Корану и Сунне) лишь тем, кто был уполномочен на это, то они ясно сказали об обязательности этого на красном и черном, мужчине и женщине, и нет ничего после истины, кроме как заблуждение! И слово тех, кто сказал, что это трудно – кознь шайтана, которую он построил против людей, сбивая их от следования прямым путем – единобожием, религией Ибрахима. А если разьяснилось вам, что эти имамы ошиблись – то расскажите мне истину, чтобы я вернулся к ней.
И я лишь написал это вам, снимая с себя ответственность перед Аллахом, и призывая к Аллаху, чтобы получить награду призывающих к Аллаху, хоть я и думаю, что вы не примете это, и что у вас тот, кто порицает порицаемое, и кто порицает эти вещи у вас, подобен для вас тому, кто порицает Посланника Аллаха, мир ему, и его сподвижников.
Однако ты, по причине того, что я думаю есть в тебе, из подчинения Аллаху, я не считаю далеким, что наставит тебя Аллах на прямой путь, и раскроет твоё сердце к Исламу. И когда ты прочитаешь это, если отвергнет это твоё сердце, то не будет это удивительным, истинно, удивляться надо лишь тому кто спасся – как он спасся? Если же прислушается твое сердце в чем-то, то на тебе- много и смиренно умолять Аллаха, и выстаивать перед ним в земном поклоне, особенно во времена ответа на мольбы, подобные последней трети ночи, и после молитвы, и после азана.
И также прибегать к переданным от Пророка дуа, особенно к тому, что пришло в "Сахихе", что Пророк, мир ему, говорил: "
اللَّهُمَّ رَبَّ جِبْرَائِيلَ ، وَمِيكَائِيلَ ، وَإِسْرَافِيلَ ، فَاطِرَ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ ، عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ ، أَنْتَ تَحْكُمُ بَيْنَ عِبَادِكَ فِيمَا كَانُوا فِيهِ يَخْتَلِفُونَ ، اهْدِنِي لِمَا اخْتُلِفَ فِيهِ مِنَ الْحَقِّ ِ بِإِذْنِكَ ، إِنَّكَ تَهْدِي مَنْ تَشَاءُ إِلَى صِرَاطٍ مُسْتَقِيمٍ
"О Аллах, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли, Знающий явное и скрытое! Ты выносишь решение между своих рабов в чём они разошлись! Выведи меня в том, в чем возникло разногласие, с твоего дозволения, истинно, ты выводишь кого пожелаешь на прямой путь!"
Так будь же настойчив в этом дуа, когда обращаешься к тому, кто отвечает нуждающемуся, когда он взывает, и говори: "О давший знание Ибрахиму, дай мне знание!"
А если же является трудным для себя противоречие людям, то подумай о словах Всевышнего Аллаха: "Затем, мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им, и не потакай страстям тех, которые не обладают знанием – они нисколько не спасут тебя от Аллаха" (Аль-джасия, 18-19), и "Если ты подчинишься большинству присутствующих на земле, они заблудят тебя с пути Аллаха" (аль-Ан'ам, 116). И подумай над словом Посланника Аллаха в "Сахихе": "Начался Ислам странным, и затем снова станет странным, таким же образом, как и начинался", и над словом Посланника: "Истинно, Аллах не забирает знание просто так, однако забирая ученых, и когда умирает ученый, выбирают себе люди невежественных главарей, которые выносят фетвы не опираясь на знание, и заблуждаются и заблуждают других", и над словом Посланника Аллаха: "Вы должны держаться за мою Сунну, и Сунну праведных халифов ведомых прямым путём после меня", и над его словом: "Сторонитесь же нововведенных вещей, ведь каждое нововведение – заблуждение", и аяты, и хадисы касательно этого – многочисленны, и приведены в книгах, специально написанных по этой теме.
И воистину, я тебя люблю ради Аллаха, и молил Аллаха за тебя в моей молитве, и я мечтал до этих писем, чтобы Аллах наставил тебя к своей прямой религии, и не мешало мне написать тебе ничего, кроме мысли о том, что ты не примешь, и последуешь путем большинства, однако никто не может воспрепятствовать тому, что дает Аллах, и не является ни одна вещь, из тех что Он дал, имеющей большой вес для Него, и как было бы хорошо для тебя, если ты будешь в конце этого времени Фаруком для религии Аллаха, каким был Умар, да будет доволен им Аллах, в его начале. И истинно, если ты будешь с нами, то мы возьмем своё право от тех, кто грубит нам.
Что же касается этого шайтанской фантазии, на которую он ловит людей и которую преукрасил для них различными видами преукрашений – о том, что кто пошёл этим путём, тот приписал себя к иджтихаду, и оставил следование за людьми знания, то это лишь малая часть от преукрашений шайтана, как сказал Всевышний: "Они внушают друг другу преукрашенные слова, обольщая" (аль-Ан'ам, 112).
Ведь то на чём я, и то, к чему я призываю – это и есть истинное следование за учёными, ведь они завещали людям это, и из самых известных из них своими словами об этом – ваш имам аш-Шафии, сказавший: "Обязательно случится так, что вы найдете от меня то, что противоречит хадису. Так знайте же, что всё, что противоречит хадису – то призываю вас в свидетелели, что я вернулся от этого!"
И также – я в противоречии этому алиму, не противоречу ему один, и когда разошлись я и аш-Шафии, к примеру, в вопросе хукма мочи тех животных, чьё мясо сьедобно, и ты выберешь слово о том, что оно наджас, которое противоречит хадису об истории посетителей Пророка из племени аль-Урайна, и хадису Анаса, о том, что Пророк, мир ему, совершил молитву в загонах баранов, и сказал этот несправедливый джахиль: "Ты что, более знающий о хадисе, чем аш-Шафии?". Я же ответил: "Я не противоречил аш Шафии без того, чтобы иметь имама, которому я последовал, однако напротив, последовал тому, кто подобен аш Шафии, или более знающий чем он, и противоречил ему, и аргументировал этими хадисами"
И когда он сказал: "Ты более знающий, чем аш-Шафии?", я сказал: "А ты более знающий, чем Малик, и Ахмад?", и возразил ему тем же, чем он возразил мне, а далиль является защищённым от возражающего, и последовал я слову Всевышнего Аллаха: "А если же вы разногласите в чем то, то верните это к Аллаху и Его Посланнику" (Ан-Ниса, 59). И я последовал за теми людьми знания, кто последовал за доводом, и не делал аргументацию Кораном или хадисом от себя самого, чтобы направлялись ко мне те претензии, что были высказаны.
И это – если уступить вам, а так, известно, что на самом деле вы следуете за Ибн Хаджаром (аль-Хейтами), и не обращаете внимание на тех, кто противоречит ему, будь это какой-либо Посланник, или сподвижник, или табиин, или даже сам аш-Шафии, и вы не обращаете внимания на слова аш-Шафии, если они противоречат слову Ибн Хаджара (аль-Хейтами), и также и другие – их следование – следование за некоторыми поздними, а не за имамами.
И ханбалиты – самые малые люди вхождением в новшества, и в то же время, большая часть "Аль-Икна", и "Аль-Мунтаха"4, противоречит мазхабу Ахмада и текстам от него, и знает это тот, кто знает. И я не противоречу вам в том, что когда люди знания единогласны в чем-то – то обязательно следовать им, проблема лишь в той ситуации, когда они разногласят. Обязательно ли мне принимать истину от того, кто пришёл с ней, и возвращать вопрос к Аллаху и Посланнику, следуя за людьми знания? Или брать от части из них, не имея никакого довода, и утверждать, что я на истине в этом слове? Так вот, вы – на втором, и это то, что порицал Аллах, и назвал ширком – и это брание ученых господами. А я на первом, и призываю к этому, и диспутирую за это, и если будет истина с вами, то мы вернемся к ней, и примем ее от вас.