абу София   09-10-2013, 12:22 AM
#1
БисмилЛяхи ар-Рахмани ар-Рахим


Что делать с имуществом, которое было заработано запретным путем?

Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Имам Ахмад относительно сомнительного имущества, в котором дозволенное смешалось с запретным заработком, говорил: «Если имущества много, то извлекается оттуда доля из запретного имущества, а оставшимся (человек) распоряжается по своему усмотрению. Но если имущество в малом количестве, то он сторонится его полностью, потому что, если он возьмет оттуда что-нибудь, то будет трудно вместе с этим спастись от запретного, в отличие от большого количества имущества». Некоторые же из наших соратников относили это к проявлению набожности, но не к запретному, и дозволяли распоряжаться как в малом количестве так и большом, после извлечения оттуда доли запретного имущества. И это мнение ханифитов и других, и это же предпочли богобоязненные люди, в числе которых Бишр аль-Хафий» (См: «Джамиъуль-'улюм уаль-Хикам», стр. 75).

Можно ли отвечать на приглашение того, кто известен тем, что зарабатывает запретным путем?


Также имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Также из этого разветвляется вопрос относительно сотрудничества с тем, у кого дозволенное имущество смешалось с запретным. Имам Ахмад сказал: «Если большая часть его имущества является запретной, то следует человеку сторониться этого, если только эта вещь является незначительной». Наши же соратники разногласили относительно этого вопроса: является ли это нежелательным (макрух) или запретным (харам)? Если большая часть его имущества является дозволенной, то дозволено иметь с ним дело, и есть из его имущества. Аль-Харис передавал от 'Али (да будет доволен им Аллах), что он сказал относительно премии султана (правителя): «Нет проблем в том, чтобы он давал вам из дозволенного имущества, которое является наибольшим, по сравнению с тем, что он дает вам из запретного». Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и его сподвижники имели взаимоотношения с многобожниками и людьми Писания, зная, что они полностью не сторонятся запретного. Но если дело является сомнительным, то проявление набожности — это оставление его» (См: «Джамиъуль-'улюм уаль-Хикам», стр. 74).

Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Некоторые ученые говорили, что если заработок человека является запретным, то понесет бремя греха тот, кто заработал его путем запрета, но не будет греха тому, кто дозволенным путем получил (что-либо) от приобретающего запретным путем, в отличие от того, если это является запретным само по себе, как, например, опьяняющие напитки или похищеные вещи или прочее. И это мнение является сильным, исходя из того, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) покупал еду для своей семьи у иудея (аль-Бухари, 2\79 и Муслим, 3\1226), ел овцу, которую подарила одна иудейка при битве Хайбара (аль-Бухари, 2\241 Муслим, 4\1721), принимал приглашение иудея (Ахмад «Муснад», 3\289,270,252). И общеизвестно, что большинство иудеев занимаются ростовщичеством (риба) и зарабатывают незаконным путем. Также это мнение может быть усилено словами Посланника (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) относительно мяса, которое в качестве садаки принесли Барире: «Оно является для тебя садакой, а для нас является подарком от тебя» (аль-Бухари, 1\463 и Муслим, 2\1144).
Другое же мнение состоит в том, что нежелательность такого поступка усиливается и умножается в соответствии с количеством имущества. Чем больше запретного имущества, тем нежелательность становится сильнее, а чем его меньше, тем нежелательность его слабее»
(См: «Каулюль-Муфид», стр. 566).

Сторониться запретной вещи, если стало ясно о том, что она была приобретена незаконным путем!

Имам ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) также говорил: «Когда узнается, что эта вещь сама по себе является запретной, которую приобрели запретным путем, то является запретным (харамом) и принятие ее. И единогласное мнение ученых (иджма') по этому вопросу передавали Ибн 'Абдуль-Барр и другие» (См: «Джамиъуль-'улюм уаль-Хикам», стр. 75).
От ибн Мас'уда и Сальмана (да будет доволен ими обоими Аллах) было передано, что однажды когда Абу Бакр ас-Сыддык (да будет доволен им Аллах) принимал пищу, ему сообщили что она была приобретена запретным путем, после чего он вырвал ее (аль-Бухари, 3842).

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху Господу миров!


Перевод: Абу Сумая Казахстани
Редактор текста: Абу Тальха Казахстани

  
Users browsing this thread: 2 Guest(s)
Powered By TAVHID.COM, © 2002-2024 Tavhid Forum.
Made with by Curves UI.