Первое: Уажиб (обязательный) - Это когда человек опасается впасть в прелюбодеяние, если оставит никах. Поэтому тот, кто опасается этого - обязан женится. Поскольку, по причине никаха он оберегает себя от запретного. А запретное является обязательным сторониться. Ибо то, что не делает полным уажиб, кроме как посредством этого поступка, то оно становится обязательным. Поэтому, если он опасается за себя, что он может впасть в прелюбодеяния, то для него является обязательным жениться.
Второе: Харам (запретный) — Это когда мусульманин находится в стране неверных, где идет сражение между мусульманами и неверующими. Например если мы сражаемся с неверующими и мы находимся на их территории, то поистине, заключение брака здесь является запретным. Поскольку существует опасность того, что неверующие могут взять детей и жен в рабство. Быть может, они захватят мусульман и возьмут в плен их потомство, затем превратят детей в рабов. То, что не делает полным устранения запрета, кроме как посредством этого поступка, то оно становиться обязательным. Итак в таком положении никах является запретным, однако если не будет там крайнего необходимости, как существование опасности того, что он может впасть в прелюбодеяния, если оставит никах, то в таком ситуации дозволенно заключение брака.
Третье: Макрух (нежелательный) - Это когда человек бедный и не имеет шахуа (страсть). А почему же ему не желательно? Потому что он от этого никаха ни какой пользы не возьмет, кроме как затруднит себя. Он обременит себя расходованием на жену и заботой о ней. И нет сомнения в том, что он к этой тяжести не призывается, пока в нем нет страсти. Поскольку он не нуждается в браке.
Четвертое: Мубах (дозволенный) — Это когда человек имеет шахуа (страсть), однако нет у него имущества. Здесь мы говорим: Дозволенно ему заключение брака, но это не является обязательным и желательным. Это потому, что он не в состоянии содержать семью. Поэтому если он жениться, то это дозволенно. Но это не является желательным, а это из раздела дозволенности. Таким образом и тот человек, который имеет имущество, однако нет у него шахуа (страсть), то никах в отношении его является из раздела дозволенности. Ибо нет в нем то, что завет его к никаху (браку).Однако если женится , то в этом польза. Жена будет прислуживать ему, а также он будет оберегать свою супругу от запретных поступков. В итоге чего, по причине никаха, произойдет много пользы.
Пятое: Сунна мустахаб (желателный) — является основой. Поэтому мы находим все вышеперечисленные положения, что они нуждаются в причине, которая переходит из желательного к обязательному или запретному или нежелательному или к дозволенному.
_____________________
Булюг аль марам.Китабу никах.Щарх ибн Усаймин.