С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О достоинстве милостыни и о вероубеждении ахлю-Сунны уаль-Джама’а относительно имен и атрибутов Аллаха
Са’ид ибн Йасар рассказывал, что слышал как Абу Хурейра говорил: «Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал:
«Кто бы ни дал милостыню (садака) из чистого (благого), а Аллах принимает лишь чистое (благое), Всемилостивый (обязательно) примет эту милостыню Своей правой Рукой. И даже если это милостыня будет фиником, он будет расти на ладони Всемилостивого, пока не станет больше горы. Как выращивает кто-либо из вас жеребенка»» (ат-Тирмизи, 661. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Сунан ат-Тирмизи»).
Имам ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, родившийся в 210 году по хиджре и который был близок к первому поколению мусульман, сказал:
«Касательно этого и других подобных этому версий хадисов относительно атрибутов Аллаха, нисхождения Благословенного и Всевышнего Господа каждую ночь на ближнее небо ученые сказали: «Эти версии (риуаяты) подтверждены, и уверовали в них (мусульмане), и не строили (относительно этого) никаких предположений, и не говорили: «Каким образом?». Было передано от Малика (ибн Анаса), Суфьяна ибн ‘Уейны и ‘АбдуЛлаха ибн аль-Мубарака, что они сказали: «Пропускайте (принимайте) их так, как они пришли, без придавания им образа». Это и является мнением ученых ахлю-Сунны уаль-Джама‘а. Что касается джахмитов, то они, отрицая эти версии, говорят: «Ведь это уподобление».
Всевышний Аллах упомянул в Своей Книге Руку, Слух и Зрение. После чего джахмиты исказили эти аяты и истолковали их не так, как истолковали ученые (ахлю-Сунны уаль-Джама‘а). Джахмиты сказали: «Поистине, Аллах не создал пророка Адама Своей Рукой». И сказали: «Что здесь под Рукой (Аллаха) подразумевается (Его) Сила [1]».
Исхакъ ибн Ибрахим сказал: «Уподобление будет иметь место лишь тогда, когда кто-либо скажет, что Рука (Алаха) подобна руке (кого или чего-либо), или Слух (Его) подобен слуху (кого или чего-либо). Если Он скажет, что Слух (Аллаха) подобен слуху (кого или чего- либо), то это будет уподоблением. Если же Он скажет так, как сказал (о Себе) Всевышний Аллах, (описывая себя такими атрибутами как) Рука, Слух, Зрение, и не будет говорить: «Каков (их образ)?», -не будет утверждать, что Слух (Аллаха) подобен слуху (кого или чего- либо), то это не будет считаться уподоблением. И это то, о чем сказал Всевышний Аллах: «Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий. И Видящий»» (См.: «Сунан ат-Тирмизи», 661).
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, родившийся в 233 году по хиджре, сказал:
«Знай, да смилуется над тобой Аллах, слова (которых нет в Коране и Сунне) в отношении Господа являются нововведением и заблуждением. Нельзя говорить в отношении Господа ничего, кроме того, чем Он Сам описал Себя, и что разъяснил Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, своим сподвижникам. Он является Единым, «Нет ничего подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий». Наш Господь - Первый, у Которого нет начала, и Последний, у Которого нет конца. Он знает скрытое и тайное. Он вознесся на Свой Трон. Его Знание объемлет всякое место, и никакое место не лишится знания Аллаха.
Нельзя говорить ему в отношении атрибутов Господа: «Как?» и «Почему?». В противном случае он сомневается в Аллахе.
Коран – это Слово Аллаха. Его ниспослание и свет не являются сотворенными. Потому что Коран (был ниспослан) от Аллаха, а то, что от Аллаха (из Его имен и атрибутов), не является сотворенным. Об этом говорили Малик ибн Анас, Ахмад ибн Ханбаль и другие ученые, жившие до и после них. А спор и препирательство относительно него (Корана) являются неверием» (См.: «Шарх ас-Сунна», стр.13-14).
И в заключении воздаю хвала Аллаху Господу миров!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
_____________________________________
[1] Прим. переводчика: Обратите внимание, мы, читая слова имама ат-Тирмизи, который упоминает воззрение джахмитов, понимаем, что ашариты и матурудиты переняли свое вероубеждение относительно имен и атрибутов Аллаха от джахмитов, ибо основоположником всех заблужших групп относительно имен и атрибутов Аллаха был Джахм ибн Сафуан.
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах), разъясняя положение заблудших групп в вопросе имен и атрибутов Аллаха, сказал:
«Все эти заблудшие относительно имен и атрибутов Аллаха группы произросли от Джахма ибн Сафуана (который внес религиозное нововведение в имена и атрибуты Аллаха). Посланник Аллаха (да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла) сказал: «Тот, кто проложит в Ислам дурное дело, понесет бремя своего греха и греха тех, кто последовал за ним в этом вплоть до Судного Дня».
О братья! Если вы прочитаете книги этих людей, то встретите очень удивительные вещи, читая которые, возникает вопрос: «Как разумный человек может говорить подобные слова, не говоря уже о верующем?! Однако кому Аллах не дарует света, тому нет света! Тот, кого Аллах лишил разума, подобен тому, кого Он лишил зрения. Это подобно тому, когда слепой человек смотрит на солнце, которое своим светом ослепляет зрение, и не видит это солнце. Таким же образом если Аллах лишил человека разума, и он станет перед светом истины, то не увидит ее. Просим Аллаха защиты от этого!
Поэтому нам необходимо просить Аллаха стойкости на этой религии и чтобы Он не отклонил наши сердца после того, как наставил нас на прямой путь, ибо этот вопрос серьезный. Шайтан проникает к людям со всех сторон и начинает сеять сомнения в их убеждениях (‘акъиде), религии, Коране и Сунне. Эти религиозные нововведения действительно распространились в мусульманских обществах» (См.: «Шарх аль-акъида аль-уасатыйа», стр. 24-25).