С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О заблаговременном азане в пятничный день, который установил праведный халиф - ‘Усман, да будет доволен им Аллах
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Из удивительных вещей является то, что рафидиты порицают вещь, которую совершал ‘Усман в присутствии ансаров и мухаджиров, которые не порицали его за это, и все мусульмане последовали за ним в пятничном азане» (см.: «Минхадж» 6/293.).
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия также сказал:
«…было сказано, что когда ‘Усман установил этот азан и мусульмане сошлись на этом, то он стал шариатским азаном» (см.: «Маджму’уль-фатауа» 24/193-194).
Имам Ибн аль-Мунзир, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Когда число людей увеличилось, то ‘Усман ибн ‘Аффан приказал провозглашать третий азан. И он был первым среди мухаджиров и ансаров, кто начал с этого после того, как солнце отошло от зенита. И никто из них (из сподвижников) не порицал его… После этого (мусульманская) община продолжала следовать этому вплоть до наших дней» (см.: «аль-Аусат» 4/63).
Было сказано в «ад-Дурар ас-санийа фи аль-аджуибати ан-надждийа» 8\103:
«Если же слово «нововведение» применяют к чему-то из того, что совершали сподвижники, имамы и таби’ины, то это в языковом значении считается нововведением. Например, слова ‘Умара: «Прекрасное это нововведение», то есть имел в виду молитву «ат-Тарауих». Или, например, добавление ‘Усманом и сподвижниками первого азана в пятничный день. Все это не входит в слова Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла: «Каждое нововведение - заблуждение». Потому что они имеют основу в религии. А также это из сунны праведных халифов. Им принадлежат сунны, за которыми следовать обязательно, согласно словам Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла: «Поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»».
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Последовали за ним ( ’Усманом в его установленном азане) сподвижники жившие в его время. В его время жил ‘Али, да будет доволен им Аллах, ‘АбдурРахман ибн 'Ауф, аз-Зубейр ибн аль-‘Ауам, Тальха ибн ‘Убейдуллах, да будет доволен ими Аллах, и другие великие сподвижники. И таким же образом и мусульмане в большинстве стран последовали этому, следуя тому, что установил праведный халиф (‘Усман), да будет доволен им Аллах. И последовал за ним четвертый праведный халиф - ‘Али, да будет доволен им Аллах, и все остальные сподвижники»
(
http://www.binbaz.org.sa/mat/1322 ).
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал:
«Слова имама Ибн База указывают на то, что он считает, что сподвижники во времена ‘Усмана сошлись на едином мнении относительно этого азана. И на это единогласие указывают его слова: «Последовали за ним ( ’Усманом в его установленном азане) сподвижники жившие в его время». Он не сказал, что за ним последовали некоторые сподвижники…..
Что касается его слов: «И таким же образом и мусульмане в большинстве стран», то он не сказал: «во всех странах», поскольку он знает, что есть рафидиты и ши‘иты, которые не принимают азан ‘Усмана, да будет доволен им Аллах. Их же противоречие не навредит единогласному мнению, которое передали благородные сподвижники» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.:7).
Ученые постоянного комитета Саудовской Аравии сказали:
«Первый азан в пятничный день велел провозглашать ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, который является третьим праведным халифом. И никто из сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не порицал его. И последовали за ним в этом мусульмане.
Помощь только от Аллаха! Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!»
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал: «
Слова ученых постоянного комитета «И никто из сподвижников не порицал его» указывают на то, что они убеждены в том, что сподвижники единогласны в этом», это исходя из их слов «и никто из сподвижников не порицал его». И Ибн ‘Умар и Ибн Зубейр, да будет доволен ими Аллах, не порицали ‘Усмана» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.:9).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Сунна праведных халифов является тем, чему следуют, согласно словам Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла: («поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем»). Поэтому то, что установили праведные халифы, считается сунной Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, исходя из его же установления приверженности их сунне (праведных халифов), так как он завещал следовать сунне праведных халифов.
И отсюда мы узнали о глупости тех людей, которые заявляют о том, что они следуют сунне, тогда как они отрицают ее. Одним из таких примеров является то, что они говорят, что первый азан в пятничный день является нововведением. Так как он не был известен во времена Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. Однако это из сунны (установлений) ‘ Усмана, да будет доволен им Аллах. Здесь будет сказано им: «Сунну ‘ Усмана, да будет доволен им Аллах, аннулируют или же принимают ее, пока она не противоречит Сунне Посланника, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла?
Ответ: второе без сомнения является верным, так как ‘Усман, да будет доволен им Аллах, не противоречил Посланнику, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, когда ввел первый азан. Поскольку этой причины, из-за которой ввел ‘Усман, да будет доволен им Аллах, не была при жизни Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. При жизни Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, Медина была небольшой и сближенной, которая не нуждалось в первом азане. Что же касается времен ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, то Медина расширилась, и число людей также увеличилось, некоторые из которых стали впадать в невнимательность. Поэтому стали нуждаться в другом азане, который произносится до азана, который провозглашают, когда приходит имам. То, что совершил ‘Усман, является истиной и сунной Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. Также это дело имеет основу из Сунны Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла. Так как в месяц Рамадан Билял и Ибн умму Мактум провозглашали азан. Билял провозглашал азан до наступления утренней зари (фаджра). И пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, объяснил это тем, что азан Биляла не для утренней молитвы, однако для пробуждения спящих и для отвлечения бодрствующих для сухура. ‘Усман, да будет доволен им Аллах, добавил первый азан для того, чтобы устремились люди, живущие далеко, к мечети и готовились.
Таким образом, азан ‘Усмана является сунной с двух сторон:
Первая: Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, велел следовать сунне праведных халифов. А ведь мнение ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, считается наилучшим, чем наше.
Вторая: Азан ‘Усмана имеет основу в сунне Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла» (см.: «Шарх аль-арба’ин ан-Науауия», стр.:220-221).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, также сказал:
«Что касается первого азана, то когда число людей увеличилось в Медине, то ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, повелел провозглашать заблаговременный азан, чтобы люди готовились к пятничной молитве. И это было из сунны праведного халифа - ‘Усмана, за сунной которого нам было велено следовать, о чем сказал Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». И впал в заблуждение тот, кто сказал, что этот азан является нововведением, и посчитал сподвижников глупцами и счел глупцом праведного халифа (‘Усмана). Мы говорим ему: «Ты бидаатчик по причине слов, посредством которых ты утверждаешь, что этот азан ‘Усмана является нововведением. Как он может быть нововведением, тогда как Посланник, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, назвал его сунной, назвал это сунной праведных халифов.
Однако эти люди, (которые считают азан ‘Усмана религиозным нововведением) являются бестолковыми в умах (или в годах), даже если они взрослые в годах. Как ты можешь обвинять в заблуждении сподвижников по причине их халифа – ‘Усмана ибн ‘Аффана, тогда как ты заявляешь, что ты приверженец Сунны? Напротив, ты приверженец нововведений по причине этих слов » (см.: «Шарх Рияд ас-салихин» 3/223).
Ибн Раджаб, да смилуется над ним Аллах, в «Джами’ аль-‘Улум уаль-хикам» (2\128-129) относительно хадиса
«Каждое нововведение - заблуждение» сказал:
«Это великая основа из основ религии. Этот хадис подобен хадису Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказавшего: «Если кто-нибудь внесет в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, оно будет отвергнуто». Если кто-либо внесет какое-либо дело и отнесет его к религии, тогда как оно не имеет основу из религии, к которой возвращаются, то это дело будет считаться заблуждением и религия будет непричастна к этому делу, независимо оттого, касается ли это вопросов убеждений, или деяний или же явных и тайных слов. Что касается того, что имело место в словах саляфов из одобрения некоторых нововведений, то в них подразумевалось языковое значение нововведения, а не шариатское. Из этого раздела слова ‘Умара, который в отношении людей, молящихся за одним имамом в ночь Рамадана, сказал: «Прекрасное это нововведение». И было передано от него, что он (‘Умар) сказал: «Если это нововведение, то это прекрасное нововведение».
Также было передано от Абу ибн Ка’ба, который сказал ему (‘Умару): «Поистине, этого не было». ‘Умар сказал: «Я знаю, однако оно является прекрасным». Имеется в виду, что это действие не было таким вот образом до этого времени. Однако оно имеет основу из шариата, к которым возвращаются. Из этого шариата является то, что Пророк, восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, побуждал к совершению молитвы в ночь Рамадана. В то время люди совершали молитвы по отдельности в мечети. Пророк же, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, совершал молитву вместе со своими сподвижниками в Рамадане несколько ночей. Затем перестал это совершать, опасаясь того, что эта молитва может стать для них обязательной, впоследствии они не смогут совершить ее. И эта причина исчезла после смерти Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла…. Из этого шариата также является то, что Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, велел следовать сунне праведных халифов. И это стало из сунны праведных халифов. Поэтому мусульмане пришли к единому мнению относительно этого во время правления ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али, да будет доволен ими Аллах.
Из этого раздела также – первый азан в пятничный день, который добавил ‘Усман по причине того, что люди нуждались в этом. И это признал ‘Али и мусульмане продолжали претворять его в жизнь. Было передано от Ибн ‘Умара, что он сказал: «Это является нововведением» [1]. Быть может, он имел в виду то, что имел в виду его отец относительно молитвы «ат-Тарауих» в месяц Рамадан.
И из этого раздела также - собирание мусхафов в одну книгу. Зейд ибн Сабит относительно этого вопроса приостановился и сказал Абу Бакру и ‘Умару, да будет доволен ими Аллах: «Как вы можете делать то, что не делал Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла?». Затем он понял, что в этом есть польза, по причине чего дал согласие на собирание мусхафов. Ведь Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, велел записывать откровение. И нет разницы между тем, чтобы записывали (его) в раздельном виде или же собранном. Более того, в объединении (мусхафов в одну книгу) было более полезным.
Точно также и объединил ‘Усман мусульман на одном (чтении) мусхафе и аннулировал другие, опасаясь разделения мусульманской общины. И одобрил это ‘Али и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И в этом была явная польза.
Таким же образом и сражение с теми, кто отказывался выплачивать закят. ‘Умар и другие приостановились относительно этого вопроса, пока не разъяснил им Абу Бакр основу, к которой возвращаются из шариата. После чего мусульмане согласились с ним в этом» Конец слов шейха.
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, относительно этих слов Ибн Раджаба, сказал:
«Обрати внимание на понимание этого имама и на его справедливость:
Во-первых: Истинное (шариатское) нововведение, которое является заблуждением, по мнению его (Ибн Раджаба), является то, что не имеет основу в религии, к которой возвращаются. Религия же непричастна к этому виду нововведения.
Во-вторых: уважение его (Ибн Раджаба) к приказу ‘Умара, да будет доволен им Аллах, относительно совершения молитвы «ат-Тарауих» в джама’ате.
В-третьих: Его слова: «Из этого раздела также – первый азан в пятничный день, который добавил ‘Усман по причине того, что люди нуждались в этом. И это признал ‘Али и мусульмане продолжали претворять его в жизнь».
Под словами его «Из этого раздела», подразумевается то, что совершал праведный халиф ‘Усман, да будет доволен им Аллах. Поистине, это имеет основы из религии, к которой возвращаются.
Затем продолжил свои слова: «И из этого раздела ( то есть из того, что имеет основы в религии) собирание мусхафов в одну книгу» по приказу праведного халифа - Абу Бакра»
«Точно также и объединил ‘Усман мусульман на одном мусхафе и аннулировал другие, опасаясь разделения мусульманской общины. И одобрил это ‘Али и большинство сподвижников, да будет доволен ими Аллах. И в этом была явная польза».
Что же скажет тот, кто порочит азан ‘Усмана и считает, что этот азан является нововведением?
Разве он вынесет решение относительно дел этих праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара и ‘Усмана, да будет доволен ими Аллах, что эти дела являются истинными (шариатскими) нововведениями?!» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 26-27).
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал:
«Поистине, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен им и его отцом Аллах, был из тех, кто восхвалял праведного халифа - ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, и защищал его. Поэтому вовсе невозможно то, что приписывает ему - Хишам ибн аль-Газ из того, что приносит ругань в адрес праведного халифа - ‘Усмана, да будет доволен им Аллах.
Имам аль-Бухари в главе «О достоинстве ‘ Усмана» (3698 -3699) передал хадис: «Ибн ‘Умар, да будет доволен им и его отцом Аллах, рассказывал: «Мы при жизни Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, не равняли никого с Абу Бакром, затем с ‘Умаром затем с ‘Усманом. Затем мы не отдавали превосходство одним сподвижникам над другими»».
Ибн Маухаб рассказывал: «Однажды явился какой-то человек из Египта и, увидев людей, сказал: «Кто эти люди?» Они ответили: «Они къурейшиты». Тот человек снова спросил: «А кто среди них является шейхом?». Они сказали: «’Абдуллах ибн ‘Умар». Тот человек спросил: «О Ибн ‘Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Расскажи мне. Известно ли тебе, что ‘Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде? Он (Ибн ‘Умар) ответил: «Да». Потом этот человек снова спросил: «Известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал (в этом сражении)?». Он ответил: «Да». Этот человек снова спросил: «Известно ли тебе, что он отсутствовал во время присяги «ар-Ридуан» и не принес ее?». Он ответил: «Да». Тогда этот человек воскликнул: «Аллах Велик!». Ибн ‘Умар сказал: «Теперь дай мне объяснить тебе все это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах простил его. Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то в то время он был женат на дочери Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, которая тогда была больна, и Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, сказал ему: «Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре»»
Что же касается его отсутствия во время принесения присяги «ар-Ридуан», то если бы нашелся человек более уважаемый в Мекке, чем ‘Усман, то Пророк, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, послал бы (к мекканцам) вместо его (‘Усмана) другого. Однако Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, направил к ним именно ‘Усмана. Присягу же «ар-Ридуан» принесли уже после того, как ‘Усман ушел в Мекку. А Посланник Аллаха, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, протянул свою правую руку и сказал: «Это рука ‘Усмана, после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это (присяга) за ‘Усмана». Затем Ибн ‘Умар сказал (этому человеку): «А теперь иди и запомни то, что я сказал»».
Обрати внимание, как этот великий сподвижник защищает ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, затем вспомнил достоинства его!
Посмотри также на этого человека, питающего злобу к ‘Усману, да будет доволен им Аллах! Поистине, этот человек, несмотря на свою злобу, не спросил Ибн ‘Умара об азане ‘Усмана, тогда как этот вопрос является более ясным и известным чем те вопросы, о которых он спросил. Поэтому это указывает на то, что это азан был из приветствующих (вещей или допустимых) по мнению этого человека и мусульманской общины!» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 10-15).
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал: «Имам аль-Бухари сказал:
«Передают от аз-Зухри, который рассказывал: «Я слышал, как ас-Саиб ибн Язид сказал: «Поистине, азан в пятничный день произносился тогда, когда имам усаживался на минбар. И так было при жизни Пророка, да восхвалит и избавит его Аллах от всякого зла, Абу Бакра и ‘Умара. Когда же во время правления ‘Усмана количество людей увеличилось, то ‘Усман повелел в пятничный день произносить третий азан. После чего азан провозглашали в местечке «аз-Заура». Затем дело установилось на этом»».
В примечании к этому шейх Раби’ сказал: «
Сказавший эти слова был ас-Саиб ибн Язид, являвшимся сподвижником, который умер в 91- году или незадолго до этого. Так вот, он до конца своего преклонного возраста не слышал ни от кого порицание в адрес ‘Усмана в отношении этого азана».
Далее шейх Раби’ сказал: «Хафиз Ибн Раджаб в «аль-Фатх» (8\231) прокомментировал этот хадис и из его комментариев были следующие слова:
«А слова его (т.е. слова ас-Саиба ибн Язида, сказавшего: «Затем дело установилось на этом») в этой версии, которую привел аль-Бухари, указывают на то, что это со времен установления ‘Усманом продолжалось и не оставлялось после. И это указывает на то, что ‘Али признал это (т.е азан ‘Усмана) и не отменил его. И пришли к единому мнению относительно этого азана два халифа из праведных халифов, да будет доволен ими всеми Аллах»» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 24).
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал:
«Имам аль-Бухари, да смилуется над ним Аллах, в «Сахихе» привел хадис (3707) от Ибн Сирина, который в свою очередь передавал от ‘Абида, он же рассказывал, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Судите, как вы судили (или же повелевайте, как вы повелевали). Поистине, я не люблю разногласие, дабы было для людей единство, или же чтобы я умер, как умерли мои сподвижники (то есть, мои братья, которые были праведными халифами)»...
Имам ‘Али, да будет доволен им Аллах, ясно сказал, что он не любит разногласие, дабы люди были в единстве. Он не желал противоречить своим братьям, а желал умереть на том, на чем умерли его сподвижники, то есть праведные халифы до него, а это – Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, да будет доволен ими Аллах.
Поэтому невозможно, чтобы ‘Али противоречил ‘Усману в установленном им азане, который признали все сподвижники, да будет доволен ими Аллах, во главе которых был сам ‘Али, да будет доволен им Аллах.
Из того, что усиливает это, являются слова ас-Саиба ибн Язида, который в отношении азана ‘Усмана сказал: «И дело установилось на этом». И это касается (также) эпохи (правления) ‘Али, да будет доволен им Аллах, и других вплоть до кончины ас-Саиба ибн Язидя во время правления Уалида ибн ‘Абудль-Малика в 91- году или незадолго до этого года» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 34).
Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
Перевод: Абу Сумая Казахстани
[1] Прим. переводчика: Шейх Раби’, да хранит его Аллах, сказал:
«Я убежден в том, что то, что приписывают Ибн ‘Умару, да будет доволен ими Аллах, из применения слов «нововведения» к первому азану, - то не было установлено от него» (см.: «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман», стр.: 8).
Шейх Раби’, да хранит его Аллах, считает это предание от Ибн ‘Умара недостоверным. И шейх Раби’ в своей статье «аз-Забб ‘аниль-Халифатиль-Рашид ‘Усман (Защита праведного халифа – ‘Усмана)» научно доказал недостоверность этого предания от Ибн ‘Умара.