С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
О достоинстве дачи денег в долг
Всевышний Аллах сказал: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» (аль-Бакара. 280).
Имам Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Всевышний приказал кредитору (тому, кто дает в долг) проявлять терпение в отношении должника, находящегося в затруднительном положении, который не может расплатиться с долгами» (см.: «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым»1\484).
Шейх Са’ди, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если должник находится в затруднительном положении и не может выплатить свой долг, то кредитор обязан предоставить ему отсрочку до тех пор, пока у него не появится возможность расплатиться с долгами, а должник обязан стараться без промедления расплатиться с долгами любым дозволенным путем. Если же кредитор окажет ему милость и простит ему часть долга или весь долг целиком, то он поступит во благо себе. А для того, чтобы человеку было легче выполнять предписания шариата, избегать сделок, основанных на ростовщичестве (рибе), и оказывать поддержку нуждающимся, он должен твердо знать, что однажды он вернется к Аллаху, который сполна воздаст ему за совершенные деяния и не поступит с ним несправедливо даже весом на одну пылинку. Вот почему далее Аллах сказал: «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо»» (см.: «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» 1\152).
Имам аль-Куртуби, да смилуется над ним Аллах, относительно слов Всевышнего «Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!», сказал: «Всевышний Аллах призвал (или побудил) этим самым к милостыне (садаке) по отношению должнику. И Всевышний Аллах сделал такой поступок лучшим, чем давать отсрочку (должнику)» (см.: «аль-Джами’у ли ахкамиль-Куран»2\320).
Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тот, кто хочет, чтобы Аллах покрыл его тенью в тот День, в Котором не будет тени, кроме Его тени, пусть облегчает должнику (давая ему отсрочку) или же пусть простит ему долг» (Ахмад, 15459. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани).
Рассказывают, что однажды один человек задолжал Абу Катаде, и когда он приходил к своему должнику, требуя от него погасить долг, то этот человек скрывался от него. В один из дней, когда Абу Катада пришел к своему должнику, вышел к нему мальчишка. Абу Катада спросил его об этом человеке. Он сказал: «Да, он дома и сейчас принимает пищу». Тогда Абу Катада сказал: «О такой-то, выходи, ибо мне сообщили, что ты находишься дома!». После чего он вышел к нему, и Абу Катада спросил его: «Почему ты прячешься от меня?». Этот человек ответил ему: «Поистине, я нахожусь в затруднительном положении, и нет у меня ничего (чтобы вернуть свой долг)». Абу Катада сказал: «Ты (действительно) находишься в трудном положении?». Тот ответил: «Да». Тогда Абу Катада заплакал и сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Тот, кто даст отсрочку своему должнику или простит ему долг, будет под тенью Трона (Аллаха) в Судный День»» (Муслим, 1563).
Сообщают со слов отца Сулеймана ибн Бурейда, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тому, кто даст долг человеку, который находится в затруднительном положении, тому за каждый день записывается награда, подобная награде милостыни (садаки), которая равна сумме долга, выплаченной должнику (и так будет продолжаться до тех пор) пока не наступит срок уплаты долга. Но если наступит срок уплаты долга и он даст отсрочку должнику, то ему за каждый день записывается награда, подобная награде милостыни, которая равняется двойной сумме долга» (Ахмад, 22942459. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «аль-Сильсиля ас-Сахиха», 86).
Сообщают со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Тому, кто будет облегчать положение должника, который находится в трудном положении, тому Аллах облегчит (положение) и в мире этом и в мире ином» (Муслим, 2699).
Шейх Ибн Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Здесь указание на то, что человеку, который облегчает положение должника, находящегося в затруднительном состоянии, полагается две награды: одна награда уже в мире этом, другая в мире ином» (см.: «Шарх аль-Арба’иин» стр.281).
Передают со слов Хузейфы, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «В Судный День приведут к Аллаху раба из Его рабов, и Аллах спросит его: «Что ты совершал ради Меня в мирской жизни?». Он скажет: «О мой Господь, надеюсь, что Ты Меня воздашь за совершенное мною добро весом в мельчающую частицу ради Тебя!». Затем он, повторив это трижды, скажет: «О мой Господь! Ты наделил меня богатством (в мирской жизни) и я заключал торговые сделки с людьми. Облегчал обеспеченному человеку и давал отсрочку должникам, которые находились в трудном положении. Тогда Всевышний Аллах скажет: «Я более достоин того, чтобы облегчать. Так заходи же в Рай!». Привели этот хадис имам аль-Бухари, Муслим и Ибн Маджа.
Имам аль-Бухари также привел хадис слов ‘Абдуллы ибн ‘Абдуллы, который слышал, как Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, говорил, что Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Был однажды торговец, который давал в долг людям. Но если видел должника, находящегося в трудном положении, то он говорил своим слугам: «Простите ему долг, возможно Аллах и нас простит». И Аллах прощал грехи этого торговца».
Более того, даже некоторые ученые сказали, что давать взаймы является более великим по награде, чем давать милостыню (садака).
Шейх Сулейман ар-Рухейли, да хранит его Аллах, сказал: «Потому что чаще всего занимают, когда находятся в крайней нужде. Когда человек занимает деньги? Когда крайне в них нуждается. Если дают взаймы человеку, то это для него станет облегчением. По этой причине некоторые ученые сказали: «Давать взаймы является более великим по награде, чем давать милостыню (садака)». Хотя, по моему рассмотрению, это является невесомым мнением, так как милостыня (садака) является великим по награде. Однако, без сомнения, давать взаймы является из приближений к Аллаху и из благих дел, за которое полагается награда от Аллаха, целью которого является проявление добра и мягкости по отношению к заемщику» (см.: «Дауабит ар-риба» стр.44-45)
Но это не говорит о том, что должнику дозволено оттягивать уплату своего долга, напротив, он обязан без промедления расплатиться с долгами любым дозволенным путем и должен помнить, что если он присвоит имущество кого-либо без права, то может оказаться в числе тех, о ком было сказано в следующем хадисе:
Однажды Посланник Аллаха (ﷺ) спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: «Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет, прежде чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» (Муслим 2581).
Шейх Ибн ‘Усеймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если человек тебе задолжал, то облегчать ему является обязательным, но если он задолжал другому, то облегчать его положение является желательным.
Например, если человек просит своего должника, чтобы он расплатился со своими долгами, в то время, как должник находится в трудном положении, то здесь является обязательным облегчать ему (давая ему отсрочку), согласно словам Всевышнего Аллаха: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится» (аль-Бакара. 280). Не дозволено человеку просить должника и намекать, чтобы он погасил долг, в то время, когда должник находится в трудном положении. Он не должен добиваться уплаты долга, обращаясь к судье, исходя из слов Всевышнего: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится».
Здесь мы понимаем ошибку тех, кто требует от должника, находящегося в трудном состоянии, уплаты долга, пишет заявление на него в суд и добивается (таким образом) ареста его. Такие люди, просим Аллаха защиты от этого, ослушались Аллаха и Его Посланника (ﷺ). Ведь Всевышний Аллах говорит: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится».
Если кто-нибудь скажет: что в наше время многие являются лжецами, которые утверждают, что они находятся в трудном положении, тогда как они лгут. Поэтому кредитор не верит их заявлениям, что они якобы находятся в затруднительном состоянии.
Тогда мы скажем: «Да, ответственность (или надежность - аманат) в наши дни различается, и в этом нет сомнений. Возможно, должник будет утверждать, что он находится в трудном положении, тогда как это неправда, и быть может, даже он призовет свидетелей, свидетельствующих о том, что должник находится в трудном состоянии. Однако если ты уверен или по всей вероятности, что должник находится в трудном положении, то для тебя является обязательным не требовать долг (от должника) и не добиваться этого.
А что касается того, если ты знаешь, что должник является хитрецом или обеспеченным, однако утверждает, что он является несостоятельным, чтобы, таким образом, оттянуть уплату долга, то в этом случае ты имеешь право требовать от него уплаты долга и добиваться этого. Это касательно того, когда должник задолжал тебе.
Но если должник задолжал другому, то здесь облегчить его положение является желательным действием, а не обязательным. За исключением того, если ты опасаешься, что должнику, находящемуся в трудном положении, причинят зло и арестуют его без права и так далее, то здесь мы говорим, что является обязательным спасти его. В этом случае для тебя является обязательным помочь ему (расплатиться с долгами), если у тебя есть возможность»» (см.: «Шарх аль-Арба’иин» стр.280-281).
И в заключении воздадим хвалу Аллаху - Господу миров!
Подготовил: Абу Сумая Казахстани
Использованная литература:
1. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» шейха Са‘ди.
2. «аль-Джами’у ли ахкамиль-Куран» имама аль-Куртуби.
3. «Тафсир аль-Куран аль-‘Азым» имама Ибн Касира.
4. «Шарх аль-Арба’иин» шейха Ибн ‘Усеймина.
5. «Дауабит ар-риба» шейха Сулеймана ар-Рухейли.