Какое положение беременной женщины, у которой произошел выкидыш во время поста?
Высший совет ученых Саудовской Аравии был спрошен относительно того, что в один из светлых дней рамадана у женщины произошел выкидыш, однако она довела до конца свой пост этого дня, в котором произошел выкидыш плода, какое положение поста этого дня? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если в зародыше, который выпал, сформировалось человеческое телосложение, как руки, ноги и прочее, то она выжидает период нифаса, пока она не очистится или же пока не завершится сорок дней. После чего она совершает полное омовение, начинает совершать намаз и возмещает пропущенный день поста, в котором произошел выкидыш, и другие дни обязательных постов, которые были возложены на нее. И нет на ней кормление бедняков, если она возместила пропущенные дни поста до наступления следующего рамадана. Если же она очистится от нифаса до окончания сорока дней, то она совершает полное омовение, начинает молиться и поститься, так как ушло препятствие совершению этого.
А если не сформировалось ничего из человеческого телосложения, то ее пост является действительным. И эта кровь считается кровью истихадой (болезненным кровотечением). Она совершает намаз и постится, несмотря на то, что течение крови продолжается, и совершает малое омовение для каждого намаза, пока не наступит период времени, в котором обычно к ней приходят месячные [5].
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\223).
Шейх Ибн ‘Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В третьей стадии развития плод в утробе матери превращается в кусочек мяса, похожий на нечто разжеванное, и этот кусочек мяса может быть сформировавшимся, а иногда он остается несформировавшимся, исходя из аятов Корана, о чем сказал Всевышний Аллах: «потом – из разжеванного кусочка, сформировавшегося или не сформировавшегося» (аль-Хадж,5).
Однако какие же вопросы вытекают из того, когда кусочек мясо сформировался или не сформировался?
Ответ: Отсюда вытекают следующие вопросы:
А – Если этот кусочек мяса выпадет несформировавшимся, то эта кровь не будет считаться кровью, которая выходит после родов, а будет она считаться кровью, которая выходит по причине болезни (даму фасад).
Б – Если этот кусочек выпадет прежде формирования человеческого телосложения в то время, когда женщина выжидала свою ‘идду [6], то этим самым ее ‘идда не завершается, поскольку, чтобы завершилась ‘идда, должно сформироваться зачатие. Для установления нифаса необходимо, чтобы было зачатие сформировавшимся, ибо до сформирования (человеческого телосложения), возможно, это будет кусочком мяса и все, а не человеком. Поэтому мы не устанавливаем эти постановления, кроме как с убеждением, что стало очевидным в нем человеческое творение» (См.: «Шарх Арба’ин ан-Науауи» стр.73).
Каково положение постящегося мусульманина, который в месяц рамадан вступил со своей женой в половую близость, тогда как она была в состоянии менструации?
Высший совет ученых Саудовской Аравии ответил: «Это вопрос содержит в себе две проблемы:
Первая: Этот мужчина вступил со своей супругой в половую связь в светлое время месяца рамадан. Ответ этому будет таков: На этом мужчине лежит обязанность возмещения и искупления вместе с принесением Аллаху покаяния. Так вот, он возмещает за тот день, в котором имел сношение со своей женой.
Что касается искупления, то в искупление этого необходимо освободить одного раба, если он не имеет раба, то постится два месяца подряд, а если он не в состоянии сделать этого, то он должен накормить шестьдесят бедняков. Относительно обязанности возмещения поста пришел хадис, который передал ибн Маджа со своим иснадом передатчиков, что Пророк (ﷺ) сказал бедуину, который вступил со своей женой в половую близость в светлое время рамадана: «Соблюсти пост за этот день в другое время» (См.: «Ируа аль-Гъалиль» 940. Хадис достоверный).
А что касается обязательности искупления, то пришло в «Сунан» и других, что Пророк (ﷺ) сказал бедуину, который совокупился со своей супругой в светлое время рамадана: «Освободи одного раба». Тот сказал: «Я не имею рабов» Тогда Пророк (ﷺ) сказал: «Постись два месяца подряд». Он сказал: «Я не смогу». Пророк (ﷺ) сказал: «Накорми шестьдесят неимущих» (аль-Бухари 1936 и Муслим 2651). Что касается жены, то на ней нет ничего, ибо обязанность соблюдения поста от нее отпала по причине менструации.
Что касается второй проблемы, то она заключается в том, что этот мужчина вступил со своей женой в половую близость в то время, когда она была в состоянии менструации. И ответ на это будет таков: Он должен в качестве искупления дать милостыню (садакъа) один динар или же половину динара, исходя из хадиса Ибн ‘Аббса, где было сказано: «Пусть раздаст динар [7] или половина динара в качестве милостыни». Этот хадис привели имам Ахмад, Тирмизи и Абу Дауд, который сказал: «Это достоверная версия». Под динаром подразумевается количество из золота, будь это битое золото, или прочее или же стоимость его из серебра. Но если жена самовольно подчинилась мужу в этом грехе, то на ней искупление подобно искуплению мужа. И они оба должны принести Аллаху покаяние за совокупление во время менструации.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: "Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма" 10\303).
Тот, кому было обязательно поститься два месяца подряд по причине совокупления с женой в дневное время рамадана, прервал последовательность поста по шариатскому оправданию, этим самым прерывается ли его поочередность?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, ответил: «На ком лежит двухмесячный пост подряд, затем он прервал эту поочередность по шариатскому или материальному оправданию, то подобное не прерывает последовательность. Если человеку было суждено поститься два месяца подряд, после чего он во время этих месяцев отправляется в путь и он в этом сафаре прерывает свой пост, то этим не прерывается поочередность поста, поскольку в пути было дозволено разговляться. Точно также и если он прервал последовательность поста по шариатскому оправданию. Например, если он постился в течение этих двух месяцев и они совпали с месяцем рамадан, или дни совпали с ‘Идом аль-Адха и днями ат-Ташрикъа и прочим, то подобное не прерывает поочередность» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\365).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды пришел некий мужчина к Пророку (ﷺ) и воскликнул: «О Посланник Аллаха, я погиб!» Пророк (ﷺ) спросил его: «Что тебя погубило?». Он ответил: «Я вступил в половую близость со своей супругой в дневное время Рамадана». Пророк (ﷺ) спросил его: «Имеешь ли ты раба, чтобы его отпустить на волю?» Он сказал: «Нет». Пророк (ﷺ) спросил: «А ты сможешь поститься два месяца подряд?» Он ответил: «Нет». Тогда Пророк (ﷺ) снова его спросил: «А сможешь ли ты накормить шестьдесят неимущих?». Он сказал: «Нет». После чего Пророку (ﷺ) принесли корзину фиников, затем он сказал тому мужчине: «Раздай это в качестве милостыни (саадака)». Тот сказал: «Должен ли я раздать это тем, кто беднее меня? Ведь нет в пределах Медины семьи, которая более нуждается в этом, чем моя семья!». Тогда Пророк (ﷺ) стал смеяться так, что показались его зубы, а потом сказал: «Иди и накорми ими членов своей семьи»» (аль-Бухари 1936 и Муслим 2651).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Одной из польз хадиса является обусловливание последовательности в соблюдении поста двух месяцев, исходя из слов Пророка (ﷺ): «А ты сможешь поститься два месяца подряд?». Поэтому если человек в течение этих двух месяцев разговелся один день, то он заново постится, даже если останется последний день поста, то он заново возвращает пост. Однако если он разговелся по шариатскому оправданию, как болезнь, путь и прочее, то прерывает ли это последовательность? Нет! Почему? Исходя из обобщенных слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). Ведь он придерживался богобоязненности, соблюдая двухмесячный пост подряд, однако возникло препятствие перед ним.
Что вы скажете о том человеке, который отправился в путь для того, чтобы разговеться, прерывается ли поочередность поста? (Ответ) да, поскольку это является прибеганием к хитрости, дабы снялось с него то, что вменил в обязанность Аллах для него» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\84).
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз хадиса является величие греха совокупления в дневное время рамадана, исходя из слов: «О Посланник Аллаха, я погиб!». И, исходя из того, что это обязывает суровое искупление, поскольку одним из наиболее суровых искуплений является искупление за половое сношение в дневное время рамадана, а также искупление за объявление своих жен запретными для себя (каффаратуль-зихар) и искупление за ошибочное убийство. И это указывает на то, что совокупление в дневное время рамадана является из величайших грехов» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\85).
Шейх Бассам (да хранит его Аллах) сказал: «Вступление в половую близость в дневное время рамадана является одним из великих непристойных и пагубных поступков, поскольку Пророк (ﷺ) подтвердил действие этого мужчины, что это является пагубным поступком» (См.: Шейх Бассам «Шарх Булугуль-Марам»2\229).
Свят Аллах, если совокупление со своей законной супругой в дневное время рамадана является из больших и тяжких грехов, то что можно сказать о том, когда мужчина в светлое время рамадана вступает в половую близость с женщиной, не являющейся его законной женой?!
Шейх Ибн Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Одной из польз хадиса является то, что искупление было названо садкой (милостыней), согласно словам Пророка (ﷺ): «Раздай это в качестве милостыни (саадака)». Так как саадака является тем, как сказал Пророк (ﷺ): «Оно тушит грех, как тушит вода воду». Также и искупление устраняет грех, от которого принесли искупление» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\86).
Отпадает ли искупление за половое сношение в дневное время рамадана от бедного?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В этом вопросе среди ученых существует разногласие. Некоторые сказали, что искупление не отпадает, поскольку это долг, а долг не отпадет из-за несостоятельности, напротив, на должнике лежит долг, пока Аллах его не обогатит. И на это указывает то, что Посланник (ﷺ) после того, как тот мужчина сказал, что он не сможет, сказал: «Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)». Если бы искупление отпало бы по причине отсутствия возможности, то Посланник (ﷺ) непременно сказал бы: «От тебя отпало искупление», и дал бы ему корзину фиников либо из-за того, чтобы покрыть его нужду, либо дал бы его другим людям (из числа бедных). И это в действительности прекрасное мнение, что искупление не отпадает по причине невозможности.
Однако правильное мнение состоит в том, что искупление отпадает по причине несостоятельности. И на это указывает:
Во-первых: обобщенные слова Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун,16). И также слова Всевышнего: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакъара,286).
Во-вторых: Мы поразмышляли над всеми шариатскими источниками и нашли, что они не обязывают человека к тому, что он не в состоянии сделать. Закят не является обязательным для бедного, так же, как и хадж не является обязательным для неимущего мусульманина. Пост не является обязательным для того, кто не в состоянии держать его. Точно также и искупление не является обязательным для того, кто не в состоянии выполнить его.
В-третьих: Посланник (ﷺ), когда сказал: «Накорми ими членов своей семьи», не сказал: Если разбогатеешь, то приноси искупление. И это указывает на то, что искупление отпадает.
Что касается слов Посланника (ﷺ): «Возьми это и раздай это в качестве милостыни (саадака)», то на это можно ответить следующим образом: Если мужчина разбогатеет в настоящее время, то искупление для него является обязательным. Например, если он был бедным, когда вступил в половую связь в дневное время рамадана, и в этот день или же после этого дня скончался его богатый завещатель, после чего он разбогател, то тогда мы говорим, что для тебя является обязательным принести искупление, поскольку время является ближайшим. Поэтому можно сделать различие между человеком, который разбогател в ближайшее время и другим мужчиной, который не разбогател. Поистине, искупление на подобного мужчину не возлагается. И это является более близким к правильности, то есть, что искупление отпадает по причине несостоятельности, как указывают на это доводы» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 3\87-88).
Действителен ли пост той мусульманки, которая после очищения от менструации заметила желтизну?
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили о том, что одна мусульманка в рамадане очистилась от менструации (хайда) до восхода утренней зари, после чего начала поститься в этот день, затем, когда хотела совершить намаз зухр, заметила желтизну (на нижнем белье), является ли ее пост действительным в таком состоянии? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если она очистилась от хайда до восхода зари (фаджра), затем начала соблюдать пост, то в таком случае пост ее является действительным и не надо придавать никакого значения желтизне после очищения от менструации, исходя из слов Уммы ‘Атийй (да будет доволен ею Аллах): «После очищения от менструации мы не придавали никакого значения тусклым и желтым выделениям» (ль-Бухари 326 и Абу Дауд 307).
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\158).
Высший совет ученых Саудовской Аравии также сказал: «Женщина воздерживается от намаза и поста в дни ее менструации (хайда). Если же она очистится от хайда, то для нее является обязательным совершение полного омовения (гъусля) и возмещение дней пропущенных постов, в которые она была в состоянии менструального цикла, не возмещая молитв. Если она увидит тусклые и желтые выделения после очищения, то все равно продолжает совершать намаз и поститься, и не навредят ей эти выделения. Однако она, после наступления установленного времени для намаза, совершает малое омовение для каждого намаза, исходя из слов Уммы ‘Атийй (да будет доволен ею Аллах): «После очищения от менструации мы не придавали никакого значения тусклым и желтым выделениям».
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\156).
Каково положение постящейся женщины, если она увидела незначительное количество крови во время поста?
Высший совет ученых Саудовской Аравии спросили относительно того, что к постящейся женщине пришли три капли крови в обычное время, когда должен прийти хайд, после чего кровь остановилась. Следует ли ей прервать пост или она должна довести свой пост до конца, учитывая то, что это было незадолго до заката солнца? Высший совет ученых ответил следующим образом: «Если к женщине явилась кровь в обычное время для хайда, тогда как она была в состоянии поста, даже если эта кровь пришла в малом количестве, затем прервалась, то она прерывает свой пост, разговляется и возмещает пропущенные дни поста потом…
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\153).
Высший совет ученых Саудовской Аравии сказал: «Если к женщине пришла менструация до заката солнца, то ее пост не является действительным, и она возмещает этот пост позже. А если менструация явилась к ней после заката солнца, то пост ее является действительным, и нет на ней возмещения.
Помощь только от Аллаха. Да восхвалит и избавит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников от всякого зла и бедствия!» (См.: «Фатауа аль-Ладжна ад-Даийма» 10\155).
Нарушается ли пост с ощущением того, что приближается наступление менструального цикла?
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, спросили о том, что к женщине пришла менструация сразу после заката солнца, является ли ее пост действительным? Шейх ответил: «Пост этой женщины является действительным. Даже если она чувствует наступление менструации перед закатом солнца, как ощущение боли и страдания, однако увидела выход крови лишь после заката солнца, то в таком случае пост ее является действительным. Ибо приход менструации до захода солнца нарушает пост, и не является нарушением поста - чувство наступления менструального цикла. Напротив, нарушение поста является именно выход крови.
А Аллаху ведомо лучше!» (См.: «Маджмуъ Фатауа» 19\259).
Умма Салама, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что Умм Сулейм, жена Абу Тальхи, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «О Посланник Аллаха! Воистину, Аллах не стыдится истины. Должна ли женщина искупаться, если увидит во сне то, что видят мужчины во сне из области совокупления и прочего?». Он ответил: «Да, если увидит следы жидкости» (аль-Бухари 282 и Муслим 313).
Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, относительно этого хадиса сказал: «Ощущение приближения менструации, (по положению) подобно ли ее выходу?».
Итак, мы говорим, что этот хадис указывает на то, что если человек чувствует приближение семяизвержения (аль-мани) из-за сильного своего вожделения, которое впоследствии не вышло, то в таком случае не лежит на нем обязанность совершения большого омовения (гъусля). Теперь, разве это положение подобно приближению менструации (хайда)? То есть, если женщина ощущает наступление менструации, которая впоследствии не вышла, говорим ли мы, что приближение менструации подобно ее выходу?
Ответ: Если мы скажем, что поистине приближение семяизвержения подобно его выходу, то приближение менструации то же подобно ее выходу. А если мы скажем, что это не так, то получается, что приближение менструации не является подобно ее выходу. И вот здесь выявляется для нас еще одна польза в отношении постящейся женщины, которая чувствует приближение менструации незадолго перед закатом солнца, однако она вышла лишь после заката его. На основании того мнения, что приближение менструации подобно ее выходу, пост ее в таком случае является недействительным. А на основании изложенного и по наиболее правильному мнению, ее пост является действительным, поскольку менструация вышла лишь после заката солнца» (См.: «Шарх Булугуль-Марам» 1\314).
_____________________________________
[5] Прим. переводчика: Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Фатима бинт Абу Хубейш пришла к Пророку (ﷺ) и сказала: «О Посланник Аллаха, течение крови продолжается у меня (истихада), от которого я не очищаюсь. Должна ли я прекратить совершать намаз?» Он сказал: «Нет, поскольку это уже венозная кровь (т.е кровь, которая истекает по причине лопания вены в нижней части матки), а не менструация. Прекращай совершать намаз с наступлением твоего обычного периода месячных, а когда этот период закончится, то смой кровь», в другой версии было сказано: «соверши полное омовение (от месячных, смывая следы крови), а затем начинай совершать намаз» (аль-Бухари 228 и Муслим 333).
В версии аль-Бухари также говорится: «…и совершай малое омовение для каждого намаза».
[6]Прим. переводчика: ‘Идда – установленный срок, по окончанию которого разведенные женщины имеют право выходить замуж за другого. Женщин, у которых регулярно приходят менструации (хайда), установленный для развода срок равен трем менструациям, о чем сказал Всевышний Аллах: «Разведенные женщины должны выжидать в течение трех менструаций» (аль-Бакъара, 228).
Если у женщины прекратились месячные, то установленный для развода срок равен трем месяцам. Прекратиться менструальные кровотечения могут из-за пожилого возраста женщины или по иной причине.
Установленный срок для девушек, недостигших совершеннолетия, у которых менструации пока еще не начались, а также для взрослых женщин, у которых вообще не могут быть менструации, также составляет три месяца, о чем сказал Всевышний: «Для тех из ваших женщин, у которых прекратились менструации, если вы сомневаетесь, установленный для развода срок равен трем месяцам, как и для тех, у которых не было менструаций» (ат-Талакъ,4).
Что же касается беременных женщин, то их установленный срок продолжается до рождения ребенка, в этом случае нет смысла в установлении определенного числа месяцев, они имеют права выходить замуж после рождения новорожденного. Как сказал Всевышний Аллах: «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (ат-Талакъ,4).
[7] Прим. переводчика: Динар – золотая монета весом 4,25 грамма. (См.: «Шарх Булугуль-Маром» Шейх Бассам).